Loading...
You are here:  Home  >  новые публикации  >  Current Article

Про гнев

By   /  22.04.2012  /  No Comments

    Print       Email

Давным-давно, когда я был еще молодым и зеленым студентом, произошел со мной один очень интересный и примечательный случай. Дело было в Оптиной пустыни. Сделал я что-то, не соответствующее местным правилам, и один из братьев-трудников меня осек. Но тут же сказал: «прости меня, брат». На словах — хорошее христианское разрешение конфликта. Вот только взглянув ему в глаза, я перестал так думать, потому что прочитал в них: «чтоб ты сдох». Причем это «чтоб ты сдох», было таким искренним и одновременно сомневающимся, с чувством собственной вины. Тогда я не придал этому значения. Ну мало ли кто как грешит и как кается. Сейчас же, по мере изучения психологии, начинаю понимать, что случай показательный.

Что вообще такое гнев? Если мы возьмем список из восьми смертных грехов, если говорить честно, доставшийся нам из схоластической католической традиции, то среди них мы обнаружим это слово. Какие картины рисуются перед нашими глазами, когда мы вспоминаем грех гнева? Как Каин убивает Авеля, как братья издеваются над Иосифом, как первосвященники скрежещут зубами на Христа.

Но вот в чем парадокс. В самом Священном Писании мы находим множество свидетельств «праведного» гнева. Сколько раз в Ветхом Завете говорится, что Бог разгневался. Не надо говорить, что это «какой-то другой» гнев. Да, другой, но все равно это именно гнев. Или как Господь, толко что дав через Моисея заповедь «не убий», по приходе в Землю обетованную повелевает всех местных язычников помножить на ноль. А кто этого не делает, тех Господь наказывает. Чем не повеление гнева?

Или как Сам Иисус Христос кнутом выгонял торговцев из храма? Или слова, обращенные к фарисеям: «порождения ехидны», то есть змееныши? А проклятие смоковницы? При всем уважении к толкованиям святых отцов эмоция гнева видна невооруженным глазом.

Существует два вида гнева. Первый вид —  психическая энергия, направленная на изменение внешнего мира. Второй вид — разрушение, деструкция.

Однако, нестыковочка получается. Решить ее мне помогла психология. Оказывается, гнев бывает двух видов. Первый вид гнева — это просто наша психическая энергия, направленная на изменение внешнего мира. То есть, если нас что-то в мире не устраивает, мы начинаем это менять. И активность в этом деле нам дает энергия этого вида гнева.

Решил, например, человек купить себе машину, начинает копить на нее деньги, ищет подработку, проводит маркетинговое исследование в интернет, идет в банк и берет кредит — во всех перечисленных делах им движет именно генв.

Решительность позволяет добиться успеха во всех областях жизни. Быть решительным — это не значит идти напролом.

Второй вид гнева особенно хорошо виден на детях. Играет двухлетний ребенок игрушкой, и что-то у него не получается. Раз сделал — не получилось, два сделал — опять неудача, ребенок отчаялся, не верит в успех своей затеи, и вот игрушка с криком бьется об пол. Ребенок проявил деструктивный гнев. И если мы (и то далеко не все) готовы простить это ребенку, то взрослому — ни в коем случае. Хотя этот механизм у взрослого работает аюсолютно так же.

Путь от конструктивного гнева к деструктивному у взрослого гораздо дольше, чем у ребенка, потому что взрослый знает много больше способов добиться своего, чем ребенок.

Взрослый — это выросший ребенок. А становление взрослыми — это, в том числе, адаптация к социуму, обучение поведению, одобряемому окружающими. А первым социальным мерилом является мама. Что среднестатистическая мама делает с ребенком, когда он проявляет деструктивный гнев? Правильно, в лучшем случае запрещает этот гнев проявлять. «Если ты разобьешь эту игрушку, я тебе больше покупать ничего не буду». Или еще хлеще: «вон смотри, если будешь так себя вести, тебя заберет злой бармалей. Вон он уже в подъезде».

Любовь мамы потерять не хочется, это очень страшно. И ребенок начинает свой гнев подавлять и зажимать. Тем более, что так говорят все: и мама с папой, и мудрая бабушка, и учителя в школе, и часто даже батюшка в церкви.

Часто дети получают установку от взрослых «не двавй сдачи», и в результате их начинают бить. Ведь гневаться запрещено!

Но вот христианство ли это? Или наследие советского периода, когда выживали только те, кто не высовывался, те, кто не пытался изменить внешний мир? Ведь подавляя деструктивный гнев, человек подавляет весь гнев вообще. В том числе, и желание изменить мир к лучшему!

Дыбом шерсть, хвост трубой, на дороге у меня не стой!

Тем более, что подавленный гнев никуда не девается, так остается внутри, разрушая человека. В лучшем случае этот гнев изредка бурным потоком сносит все преграды на своем пути, и тогда «дыбом шерсть, хвост трубой, на дороге у меня не стой». А в худшем — депрессия, нежелане жить, вредные привычки и уход от реальности (как разновидность самоубийства), даже физиологические болезни — так называемая психосоматика. Ну вылитый ослик Иа-иа.

Pages: 1 2

    Print       Email

About the author

Serge

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Об осуждении

    Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу
     
    Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.
     
    Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

     
    Архимандрит Ефрем Святогорец

  • Мудрость Афона

    Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

    Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

    Многими скорбями мы спасемся, чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.


    старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

    Старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

  • Мета

You might also like...

07

Великорецкий крестный ход 180 км.

Read More →