Loading...
You are here:  Home  >  новые публикации  >  Current Article

Еврейская община VS протодиакон Андрей Кураев

By   /  02.08.2012  /  1 Comment

    Print       Email

К вопросу об уточнении истолкования термина «ср*нь Господня» Андреем Кураевым и толковании Еврейской общины истолкований отца Андрея. А также о правилах его употребления относительно теории происхождении человека.

Еврейская община против Кураева

ЖЖ протодиакона Андрея Кураева, 2012-07-29 18:38:00

Московский адвокат Лариса Октябристовна Павлова в предстоящем суде представляет интересы трех православных людей, признанных потерпевшими по этому делу. Вот что она говорит о студентке Института журналистики и литературного творчества Марии Алёхиной:
«Я посмотрела ее учебные карточки, расклад примерно такой: «Отечественная история» — 40 часов, «Культура речи» — 60 часов, «Тайные учения в культуре» — 100 часов. Во втором семестре 4 курса этому необычному для журналиста предмету Алехина и другие студенты должны посвятить уже 120 часов, столько, сколько и предмету «отечественная журналистика». Спрашивается, что в голове у этой молодой особы после «тайных учений»? Почему ее так интересуют оккультные, тайные знания? И какое мировоззрение сформировалось у нее под воздействием этих премудростей, что она оказалась способна так демонстративно, на глазах у всех, осквернять порочить чужие святыни, врываться в Дом Божий и там хулиганить?» источник: evgenij-lawye
Что ж, если Алехина и в самом деле ходила на этот странный курс, то тот главный месседж, ради возглашения которого она с подругами вошла в Храм Христа Спасителя, обретает определенный «полифонический мультикультурный контекст».
протодиакон Андрей Кураев
Как известно – в самом Храме они ничего не успели «спеть» (вопреки лживому и якобы оригинальному ролику, показанному в весенней передаче Аркадия Мамонтова) — а лишь кричали «срань Господня». В европейской религиозной мысли есть по крайней мере одно течение, для которого «срань Господня» это вполне приемлемый богословский термин. Это хасидизм.
«У каждого еврея, как праведника, так и грешника, две души, — утверждает классический раввинистический трактат этой школы. — Одна из них связана со стороной мира, называемой клипа и ситра ахара. Эта душа облекается в кровь человека и оживляет тело. И от нее берут начало все дурные свойства, происходящие от имеющихся в ней четырех элементов. От нее происходят также те добрые свойства, которые от природы присущи каждому еврею, такие как сострадание и помощь ближнему, ибо эта душа, связанная с «обратной стороной», происходит от так называемой клипат нога, в которой отчасти есть добро и происхождение которой связано с тайной Дерева познания добра и зла. Однако души неевреев происходят от остальных, совершенно нечистых клипот, в которых нет добра совершенно, как сказано в книге Эц хаим, врата 49, глава 3: «И все добро, которое творят язычники, творят они лишь ради себя». И как комментирует Гемара выражение «Милосердие народов – грех»: «Все справедливые и милосердные деяния народов мира совершаются лишь из тщеславия». Вторая душа, отличающая каждого еврея – частица безграничной Сущности Б-га свыше. Как сказано: «И Ты вдохнул в ноздри его душу жизни». Души евреев возникли в Б-жественной мысли…» (рабби Шнеур-Залман из Ляды. Ликутей Амарим (Тания). Вильнюс, 1990, сс. 39-41).Еще из текста того же иудейского писателя: “Клипот подразделяются на две ступени, и одна из них выше, а другая ниже первой. Нижняя ступень – это совершенно дурные и нечистые клипот, в которых совсем нет добра. Их влиянию подвергаются и от них исходят души всех других народов и их физическое существование, души всех нечистых и запрещенных в пищу животных и их физическое существование… Но витальная животная душа в еврее, а также душа чистых животных происходит от второй ступени клипат, клипат нога. В этом мире, называемом мир Асия, преобладающую часть его составляет зло, с которым смешано лишь немного добра. От него происходят добрые наклонности в животной душе еврея” (сс. 61-63).Так откуда же взялись не-евреи? – «Клипот и ситра ахара названы «иные боги», так как их питание и их жизненная сила исходят не от категории Лица, а от категории заднего в Кдуша, а выражение «заднего» означает, что это подобно действию человека, дающего что-либо врагу своему против своего желания. Он бросает это ему как бы через плечо, ибо отворачивает лицо свое от него из-за своей к нему ненависти. Так, наверху категория Лица есть внутренняя сторона Высшей Воли и Его истинное Желание, коим Всевышний желает уделить жизненную силу всему, что близко Ему со стороны Кдуша. Но ситра ахара и нечистота — отвратное для Всевышнего, что Он ненавидит, и Он не уделяет ей жизненной силы от внутренней стороны Своей истинной Воли и Желания, но – как бросающий через плечо врагу своему против своего желания – лишь ради того, чтобы покарать грешников и дать доброе вознаграждение праведникам, покоряющим сторону ситра ахара. И это называется задней стороной Высшего Желания Его» (с.127)Или, яснее: «Клипот и ситра ахара называется рвота и испражнения, как известно» (с. 141).
Насколько я понимаю, резюме этих размышлений таково: еврейские души происходят от мысли Бога, а души не-евреев – от «испражнений».
«По мнению раввина Моше Кордоверо (16 в.) зло возникает в мире дольнем вследствие нисхождения в него сил, происходящих со стороны божественного суда. Когда человек вкушает пшеницу, очищенную от всяких вредных примесей, по мере переваривания в желудке из нее выделяются нечистые отбросы. Но допустимо ли говорить, что они изначально присутствовали в доброкачественной пище?.. По мнению наиболее авторитетных хасидских авторов, народы мира являются воплощением такого зла. Поэтому они враждебны евреям и постоянно стремятся совратить их с пути истинного, хотя корень их души и кроется в Божестве» (Туров И. Об отношении хасидов к неевреям // Параллели: русско-еврейский историко-литературный и библиографический альманах. № 2-3. – М., Дом еврейской книги, 2003, сс. 54-55).
***
Собственно, у меня с самого начала были предположения о связи февральской кричалки с этим иудейским богословским мнением. Но я не был склонен преувеличивать образованность тех хулиганок. И лишь сейчас, получив подтверждение того, что в кругозор одной из них знания о каббалистике все же входили, решил указать на этот возможный параллелизм.
***
Еще одна гипотетическая параллель: сакраментология о. Павла Флоренского:»Таинств семь потому, что семь устоев человеческой личности, и их не только есть семь, но и должно быть семь, не больше и не меньше. В частности, освящаемая функция питания телесного есть таинство причащения, освящаемая функция выделения или очищения телесного есть таинство крещения, освящение же синтетической функции—соблюдение телесного равновесия, т. е. функция согревания, покрова, одежды, украшения, как выяснено раньше, есть таинство миропомазания»  ( Флоренский П.А. Дедукция семи таинств. — Богословские труды. 17. М., 1977. С. 145).

Мне это, мягко говоря, очень неблизко. Но вот ведь культурно-исторический факт: и в мире православной мысли речение, вынесенное  в заголовок данного поста, не всегда считалось Богохульством.

Так что вновь повторю то, что неоднократно говорил ранее: надо крайне осторожно предъявлять религиозные обвинения хулиганкам: мол, кощунство-святотатство-Богохульство. Святотатства тут нет, ибо ничего они не крали. Сопоставление с Флорнским и хасидской традицией показывает, что как раз Богохульства тут может не быть (ну, правда, взамен может появиться расизм и т.п.). И это если не считать самой очевидной версии, что идиома была использована как характеристика людей, а отнюдь не Бога. С кощунством тоже не все просто. Песни то в Храме не было, а назвать жесты кощунством все же затруднительно. Но есть действия, нарушающие общепринятые правила приличий. Т.е. — хулиганство.

Комментарий пресс-служба Федерации еврейских общин России на попытку протодиакона Кураев усмотреть «иудейский след» в акции «Pussy Riot»

 

В Федерации еврейских общин России крайне удивлены заявлениями, сделанными в своем блоге в «Живом журнале» дьяконом Андреем Кураевым.

Напомним, что Андрей Кураев в своем блоге пришел к поистине «потрясающему» выводу, что тайными подстрекателями девушек из группы, устроившей недавнюю варварскую акцию в храме, являются отцы-основатели хасидизма и еврейская мистика Каббалы.

Еврейская община

К этой «глубокой» мысли его подтолкнула информация о прослушанном одной из девушек — Марией Алёхиной — курсе лекций в Институте журналистики и литературного творчества. Дьякон Кураев сообщает, что она во время учебы прослушала 100-часовой курс «Тайные учения в культуре» и должна была проходить еще на 120 часов этого же курса во втором полугодии, которое она, однако, провела уже в камере.

Кураев подчеркивает, что группа девушек не столько пела в церкви, сколько выкрикивала ругательства «с..нь Господня». Затем он подводит к главному: «В европейской религиозной мысли есть по крайней мере одно течение, для которого «с..нь Господня» это вполне приемлемый богословский термин. Это хасидизм». Далее он цитирует известный богословский трактат «Тания», в котором использует для обоснования своей идеи неправильно переведенные и выдернутые из контекста цитаты, а после, с позволения сказать, «глубокого» анализа приходит к еще одному выводу: «Насколько я понимаю, резюме этих размышлений таково: еврейские души происходят от мысли Бога, а души неевреев — от «испражнений»».

К сожалению, для еврейской общины антисемитизм господина Кураева не новость

Он и раньше был известен своими недобрыми высказываниями в адрес евреев и иудаизма, однако довольно продолжительное время мы не слышали ничего оскорбительного от этого человека в наш адрес в публичной сфере и уже было стали думать, что речь идет о «грехах молодости», и он перестал выступать с антисемитскими заявлениями. Кроме того, в те годы г-н Кураев не был столь широко известен, чтобы комментировать его измышления.

Мы бы не стали обращать свое внимание на его выступление и сейчас, если бы не тот факт, что этот человек является известным спикером в Русской православной церкви и автором учебника по «Основам православной культуры», который преподается сейчас во всех общеобразовательных школах.

В данном эпизоде еврейскую общину в первую очередь поразило, насколько кондово Кураев решил переключить внимание общественности на «еврейский вопрос» в деле с злополучными девушками из группы с неприличным названием, «пристегнуть» к громкому суду и еврейскую тему…

Наверное, в его представлении весь этот общественный сумбур вокруг процесса без евреев будет неполным и, возможно, недостаточно скандальным. Ну что ж, попробуем помочь господину Кураеву в этом нелегком деле и выступить с предложением, которое, может статься, добавит к процессу еще скандальности и горячности: чтобы продолжить «гениальную» линию дьякона Кураева, можно, к примеру, дополнить процесс томами пятью-шестью с выдержками из разных произведений мировой литературы, где, например, упоминается слово «испражнения».

Здесь у г-на Кураева будет богатый выбор: добавить туда можно будет выступления богословов и других религий, взять что-нибудь из «Декамерона», трудов античных и средневековых. Можно из русских народных сказок без адаптации.

Наверняка девушки прослушали много разных курсов по литературе в институтах, где учились, прочитали много современных авторов, у которых эта тема также богато представлена. Можно предложить добавить страниц на 1000 соответствующих сочинений блогеров из Интернета и роликов из YouTube — уверены, девушки были активными пользователями Сети и много чего там прочитали и прослушали.

Еврейская община против Кураева

 

В общем, пожелаем продолжать «литературный» и «богословский» анализ Кураеву долго и плодотворно.

Однако еврейскую общину России интересует не суть идиотских и безумных, с нашей точки зрения, писаний Кураева, — для нас важно было бы узнать, что думают в руководстве Русской православной церкви об измышлениях священнослужителя на тему хасидизма и Каббалы и насколько считают уместным давать такому человеку возможность говорить от лица церкви? Мы надеемся, что РПЦ даст свою оценку выступлению дьякона Кураева.

Мы не раз отмечали доброе отношение священноначалия РПЦ к иудейской общине, видели приверженность церкви идеям межрелигиозного диалога, и сейчас мы тоже искренне надеемся, что господин Кураев высказывает лишь свое сугубо частное мнение, и это выступление отнюдь не является консолидированной позицией церкви, к которой еврейская община неизменно относилась с глубоким уважением. Отметим, что с особенным уважением мы относились к тем усилиям церкви, которые она предпринимает для утверждения в обществе основ духовности и нравственности, несмотря на то, что мы не всегда одинаково видим то, как это следует делать.

Несмотря на этот прискорбный инцидент, еврейская община России свидетельствует о своем неизменно самом добром отношении к православному христианству и рассчитывает, что выступление, подобное тому, что предпринял Кураев, ни в коей мере не помешает развитию и укреплению межрелигиозного диалога между православными и иудеями в нашей стране.

_

2012, август Православные новости

источник: Интерфакс

источник: LJ протодиакона Андрея Кураева

фото: Glenn Batkin (500 px)

фото: Pini Hamou (500 px)

фото: Mikhail Bibichkov (500 px)

 

    Print       Email

1 Comment

  1. Игорь:

    К сожалению, для еврейской общины уничижительный и оскорбительный тон «полемики», при отсутствии развернутых аргументов не новость

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Об осуждении

    Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу
     
    Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.
     
    Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

     
    Архимандрит Ефрем Святогорец

  • Мудрость Афона

    Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

    Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

    Многими скорбями мы спасемся, чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.


    старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

    Старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

  • Мета

You might also like...

Папа

Сколько стоит папская сутана?

Read More →