Loading...
You are here:  Home  >  дайджест сми  >  Current Article

Одно большое «никто»

By   /  03.08.2012  /  No Comments

    Print       Email

Редактор «бумажного» журнала (тем более православного) обсуждать ситуацию с нашим «свободным» рынком может бесконечно. Его можно понять: не рынок, а обдираловка. Не помощник в распространении, а какой-то убийца. Он на корню уничтожает нашу связь с другом-читателем, который для нашего просветительского дела не менее важен, чем московский или петербургский интеллигент. При помощи диких накруток и сумасшедших почтовых наценок он делает нас недоступными для большей части нашего духовенства, учителей и катехизаторов, библиотекарей, многодетных родителей…

Но что с ним, с рынком поделаешь? Он — такой.

В отличие от конкретных людей, от тех, кто пытается как-то изменить и свою, и нашу общую жизнь.

Вот тут вся заковыка для меня сейчас. Потому что чем более я разговариваю, переписываюсь и читаю моих коллег по интеллигенции (или как сейчас модно — по «креативному классу»), тем менее боюсь именно рынка. Рынок — это так, игрушки.

Владимир Гурболиков

Я боюсь — нас.

«Все читатели давно уже перешли в интернет»; «бумажные журналы никто давно не читает», — слышу и читаю эти заклинания в блогах последние лет пять уже. А параллельно отвечаю на письма из русской провинции. Откуда просьбы помочь с получением «Фомы» и наших детских книжек звучат в виде стона или вопля. Но этот стон и вопль — кому ж кроме нас он вообще интересен из тех, кто пишет про «всех» и «никого»?..

Именно эти словечки меня все больше тревожат. Что это за понятия такие: «все» и «никто»? Они же повсюду, ими наводнена речь! То и дело: «Все давно перешли на «айпед»; «никто не верит попам»; «все давно поняли, ху из мистер Путин» и т.д., и т.п.

Дорогие, объясните мне: а кто такие эти «все»? И что означает слово «никто»?

Быть может, «все» — это пятьдесят или сто (или даже тысяча!) моих «френдов» плюс два-три деятеля, которых лично я уважаю? О-кей. Но кто же тогда, по-вашему, те «все», которые — «все остальные»?..

Изменяются смыслы не только слов «все» и «никто». Вот, например, «креативный класс»: ведь тот же Минаев успел неспроста удивиться: с каких пор у нас столько творцов, чтоб целый класс набрался? И действительно: почему клерк в московской конторе — «креатив», а библиограф из Воткинска — нет? Потому ли, что у последнего «креативный» вопрос стоит не в том, сменить ли свой нетбук на планшет, а в том, как выбить для библиотеки новые книжки, которые не поступали с прошлого века?.. Тогда и в самом деле: эти «скучные» люди никак не могут относится к «креативному классу».

Не «торкает» такая история, а значит как бы и нет её. «Газета» — это скучно, напоминает про времена шести соток с досчатой будочкой у забора. А значит, «никто» уже не читает газет. И делают их лишь лузеры и для лузеров. Кстати, после слова «бюджетник» в мозгу то же самое: «лузер» — и образ старой училки из фильма про «Чучело»… Будто речь о каких-то неандертальцах, которые завтра вымрут. А раз вымрут, зачем думать об их проблемах?..

Оговорюсь: то, что мир меняется, понятно всякому. И полиграфисты не настолько глупы, чтобы не понимать значения электронных форматов, которые меняют традиционный масс-медийный ландшафт. Но хорошее знание этой ситуации убеждает полиграфиста не в том, что «бумагу» заменит «одно сплошное телевидение» (см. фильм «Москва слезам не верит»). Это было и остаётся пустословием. На деле произойдёт очередное перераспределение форматов, в котором полиграфия изменит свою роль. Но, безусловно, останется. Причём отнюдь не в качестве маргинального довеска к электронным ресурсам.

Точно так же обстоит дело и с служащими людьми: от священников и офицеров до учителей с врачами, водителями общественного транспорта и т.д. и т.п.. Они не вымрут и никуда не денутся. Несмотря на то, что их роль и облик неизбежно станут иными.

Но в моде сейчас конструкции несложные. И сохранять внимательное и серьезное отношение к «непрогрессивному» не так просто в нынешней обстановке. Но — необходимо!

«Креативный класс» сейчас замещает собой и интеллигенцию, и аристократию — все, что считалось «совестью нации», олицетворением наиважнейших сил, которые несут ответственность за происходящее. И в этой нашей среде появилась почти незамеченная опасность. Виртуальное представление о мире живых людей. Отсутствие интереса к тем, кто не выходит на ту или другую площадь и не умеет обсудить проблему Путина или «айпеда»…

Когда-то интеллигенция ходила в народ и плакала над участью русского крестьянства. Как историк по образованию, я (глядя на нынешнюю нашу ситуацию) начинаю прежнему русскому крестьянину в чём-то даже завидовать. О нем — думали! О его участи проливали слезы! Ради него получали пулю, петлю или каторгу… К нему — «шли в народ»…

Pages: 1 2

    Print       Email

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Об осуждении

    Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу
     
    Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.
     
    Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

     
    Архимандрит Ефрем Святогорец

  • Мудрость Афона

    Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

    Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

    Многими скорбями мы спасемся, чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.


    старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

    Старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

  • Мета

You might also like...

Баба Валя

Как Баба Валя стала звездой интернета

Read More →