Loading...
You are here:  Home  >  дайджест сми  >  Current Article

Православие по-грузински

By   /  07.08.2012  /  2 комментария

    Print       Email

Говорят, бутерброд соседа всегда вкуснее. И только потому, что он – не твой. Во время поездки в Грузию я постоянно старался это объяснять самому себе, но с каждым днём это получалось всё труднее. 

Православная Грузия

Первое сильное впечатление – от группы взрослых людей в Троицком кафедральном соборе Тбилиси, оживлённо обсуждавших проблему понимания любви в христианском богословии. Человек сорок, разного возраста, от двадцати лет до почти стариков – обсуждали с батюшкой вопрос: надо ли учить любви, или же она есть исключительно дар? Поводом послужила книга Эриха Фромма «Искусство любви». В чем же интрига, спросит читатель? Да в том, что этот огромный помпезный собор, с бесконечным множеством приделов, помещений, лестничных маршей, этажей, этим подчёркнутым благолепием, весь в камне и золоте, с дорогими иконами – вдруг разом ожил, перестал быть заповедником православия и музеем благочестивых преданий седой старины. Если здесь люди о таких вопросах и так горячо спорят – значит, у них еще не атрофировался интеллектуальный мускул, значит, им, пользуясь терминологией Розанова, «надо». Причем таких групп в храме мы встретили две, примерно одинаковых по численности. Занятно, что вторая на занятиях вообще сидела без освещения, в полумраке, что придавало еще большую интимность и теплоту.

Православная Грузия

В главном приделе – огромная икона всех грузинских святых, выполненная в технике перегородчатой эмали. Несколько квадратных метров шедевра веры. Символ единения народов Грузии. И неважно, сколько там килограммов золота. Но то, что они дорожат своими святыми, налицо. А где сокровище – там и сердце.  Надо быть каменным истуканом, чтобы не ощутить, как здесь на самом деле любят  свою Поместную Церковь.

Честно говоря, я не ожидал, что у грузин такое величественное православие.

Но всё это оказалось лишь прелюдией к тому, что мы увидели в Тбилисской духовной академии. В конце концов, ну и что такого в том, что у них огромное здание, где вскоре будет располагаться академия, за полгода поднятое из руин – полностью за счетгосударства? Уже в этом году здесь будут слушать лекции две с половиной тысячи студентов. Мы ведь тоже котлован для семинарского общежития на болоте уже выкопали. Правда, за три года. Ну подумаешь – у них государственная аккредитация духовного образования и 100% финансирование семинарий и академий опять-таки со стороны государства.  Так ведь и мы не лыком шиты – у нас тоже теперь есть ФГОС «Теология». Удачно перелившим старое церковное вино в свежеизготовленные государственные мехи – можно ставить памятник при жизни. А то, что у них, у грузин, условием получения аккредитации, жёстко поставленным Церковью перед министерством образования, было полное невмешательство в учебный процесс по богословским предметам, впрочем, как и сохранение всего уклада жизни духовной школы в неприкосновенности – так ведь подобную роскошь мы-то не можем себе позволить! У нас-то мультиконфессионально-полинациональное государство, на всех один блин не испечешь. Тем более, если этот блин – православный.

Православная Грузия

Академию в Тбилиси возглавляет замечательный священник, отец Георгий Звиададзе, единственный протопресвитер в Грузинской Церкви, ближайший к Святейшему Патриарху Илии человек. Когда нам рассказывали о том, что конкурс в семинарию сегодня – от 10 до 15 человек на место, при том, что пару лет назад Патриарх благословил взять всех, подавших документы – а таковых оказалось полторы тысячи – я снова и снова повторял мантру про соседский бутерброд. Помогало. Но вот когда на всенощной в Сионском храме я увидел, что церковь до отказа забита людьми – и не увядающими представительницами прекрасного пола, а мужчинами в расцвете лет, молодёжью и юношами – спасительная мантра перестала действовать. А когда мы узнали, что у каждого третьего ребёнка в семье крёстным отцом становится сам Патриарх Илия – чтобы таким образом поддержать естественный прирост населения – стало совсем хорошо. Просто порадовался за 14 тысяч младенцев, у которых в крёстных теперь Предстоятель Церкви. Порадовался, потому что Церковь вдруг открылась своей неожиданной стороной – человечности.

Вот чего сегодня катастрофически не хватает – искреннего интереса к человеку. И это не продавить никаким распоряжением. Этому надо целенаправленно учить – чтобы получить как дар – и благословение – и крест. Учить прежде всего в семинариях, где сама обстановка должна буквально на всех углах кричать: Вы нужны нам! Мы вас ищем! Мы бьемся с вами и об вас, чтобы хотя бы немного разогреть подостывшее сердце, отягощенное земными попечениями, замороченное дурманом мира сего. Только когда семинарии станут такими живыми, заразительно живыми организмами – можно надеяться и на качественное улучшение общего климата на приходах и в целом в Церкви. Все иные попытки обречены превращаться в фарс и лишь мешать вызреванию этого очень сокровенного, интимного процесса очеловечивания Церкви – по образу Истинного Человека и Бога – Спасителя Христа.

Православная Грузия

Очевидно, что у грузинского богословия, да и в целом у духовного образования, есть будущее. За них можно только порадоваться. Потому что Грузинской Церкви это надо. У них ректор Академии – главный после Патриарха человек в Церкви. Потому что в его руках – будущее Церкви. И для них – это не красивые слова за рюмкой вина, а ежедневный, кропотливый, муторный труд всей Церкви. Она на самом деле просто хочет быть лучше. Ближе ко Христу и Его народу. И активно работает над этим. Молитвой и трудом. За полгода поднять из руин огромное здание Академии. Две с половиной тысячи студентов. Конкурс в семинарию, как у нас – в МГУ. Полностью государственное финансирование и признание – без вмешательства во внутренние дела духовного образования. Для нас – чужая и невероятная сказка. Для них – трудовые будни. Подкрепи их, Господи! И нам помоги…

PS.  Кстати, «Алавέрди», как нам объяснили в одноименном монастыре, означает «Бог дал». Хороший ответ на вопрос: откуда всё это?…

Великанов Павел, протоиерей,

 источник: портал «Богослов»

_

2012, август
«ПравНовости»

    Print       Email

2 комментария

  1. Кара:

    Я с удовольствием прочитала Вашу статью. Родом из Алматы, в Тбилиси я прожила/проработала почти два года… Никогда особо религиозна не была, но именно там что-то во мне начало меняться… Что-то в душе стало происходить, при входе в храм Божий — аж мурашки по коже и слезы сами навертывались… Постепенно начала задумываться о приобщении… Вернулась в Алматы, очень занята была. Потом было большое разочарование в личной жизни, так было плохо, что ощутила непреодолимое желание обратиться к Господу, к его помощи. Решила сходить в церковь, все было некогда, но вот вчера решила, что пойду в воскресенье, 19-го (августа). Казалось бы случайно выбранный день… Случайно выбранный день оказался Преображением Господнем… Преображением моей души. Не случайно все это, знаково. Процесс не закончен, он только начался…

    • admin:

      С праздником Преображения Господня Вас, Кара! Конечно, все это не случайно и все только начинается.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Об осуждении

    Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу
     
    Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.
     
    Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

     
    Архимандрит Ефрем Святогорец

  • Мудрость Афона

    Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

    Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

    Многими скорбями мы спасемся, чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.


    старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

    Старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

  • Мета

You might also like...

Баба Валя

Как Баба Валя стала звездой интернета

Read More →