Loading...
You are here:  Home  >  новые публикации  >  Current Article

Боевые искусства и православие.

By   /  14.10.2012  /  9 комментариев

    Print       Email

Что такое православный рукопашный бой? Как воспринимать на слух выражение православные единоборства или православная борьба? Может ли православный человек заниматься боевыми видами спорта? На эти размышления натолкнуло нас множество сообщений в СМИ о православных дружинах, казачьих патрулях, охране православных святынь. Может ли быть православная вера связана с прямым ударом в голову или броском через бедро?

На первый взгляд, конечно нет! Ведь евангельские заповеди любви превыше всего. Любовь к Богу, любовь к ближнему и рукопашный бой — два разных берега реки, которые никогда не сойдутся. Господь говорит нам:

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как я возлюбил Baс, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все что вы Мои ученики если будете иметь любовь между собою.» (от Иоанна, 13:34-35)

И более того, в Нагорной Проповеди мы слышим:

«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (от Матфея, 5:38-39)

Ну какая же здесь борьба резонно скажете Вы и будете совершенно правы. Николай Бердяев, например, считал, что не отвечая на оскорбление и зло, человек тем самым поднимается над злом. Сопротивление злу и агрессии — это ступень вверх по сравнению с трусостью, а непротивление злу в евангельском понимании  — это еще более высокая степень мужества.

Но как тогда быть с русскими святыми — защитниками земли русской, такими как Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Пересвет и Андрей Ослябя? Равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга? Безжалостные к врагам, отважные, сильные воины, мудрые полководцы. Мы находим в Евангелии следующие слова.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна, 15. 13)

Преподобный Сергий благословляет на битву святого Дмитрия Донского

Преподобный Сергий благословляет на битву святого Дмитрия Донского

Православные воины. Церковное предание.

Значит Господь благословляет нас на то, чтобы защитить свою семью, свой дом, свою страну и православную веру, если она находится в опасности. Не зря мы с таким почтением относимся к воинам-защитником Руси, чтим память их. Обратимся к церковным преданиям:

Когда святой равноапостольный Кирилл был послан Патриархом Константинопольским на евангельскую проповедь и прибыл в столицу сарацин, с ним вступили в спор о вере ученые последователи Магомета. Между прочими вопросами задали ему такой: «Христос есть Бог ваш. Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, — бьющим в ланиту подставлять и другую, — а вы что делаете? Если кто обидит вас, изощряете оружие, выходите на брань, убиваете. Почему вы не слушаете своего Христа?»

Выслушав cиe, святой Кирилл спросил у совопросников своих: «если в каком-либо законе будут написаны две заповеди, который человек будет совершенный исполнитель закона — тот ли, кто исполняет одну заповедь, или тот, кто исполняет обе заповеди?» Когда агаряне сказали, что совершеннее исполнит закон тот, кто соблюдет обе заповеди, то святой проповедник продолжал: «Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя (Ин. 15. 3). Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих, чтобы вы, пленив наших сограждан, вкупе с телами не пленили и душ их, принудив к отречению от веры и богопротивным деяниям.

Наши христолюбивые воины с оружием в руках охраняют Святую Церковь, охраняют государя, в священной особе коего почитают образ власти Царя Небесного, охраняют отечество, с разрушением коего неминуемо падет отечественная власть и поколеблется вера евангельская. Вот драгоценные залоги, за которые до последней капли крови должны сражаться воины, и если они на поле брани положат души свои, Церковь причисляет их к лику святых мучеников и нарицает молитвенниками пред Богом».

 

святой воин-монах Александр Пересвет

святой воин-монах Александр Пересвет

Итак, православный человек совсем необязательно — сгорбленный книгочей в толстых очках или бабушка при свечном ящике — беззащитные, наивные, добрые. При многих храмах возникают сейчас клубы единоборств, в которых дети и взрослые учатся противостоять агрессии, защищать своих близких. Одним из первых и самых известных таких клубов стал православный военно-патриотический центр, открывшийся  десять лет назад в Троице-Сергиевой Лавре.

православный центр "Пересвет", Троице-сергиева Лавра, боевое воспитание детей

православный центр «Пересвет», Троице-Cергиева Лавра

Учебный центр «Пересвет», Сергиев Посад

Сейчас в «Пересвете» больше ста учеников, посмотрев программу курса вы поймете — все серьезно, разумно, по взрослому:

  • Основы Православия.
  • История Отечества.
  • Общевоинские уставы.
  • Строевая подготовка.
  • Огневая подготовка.
  • Тактика.
  • Топографическая подготовка.
  • Горная подготовка.
  • Медицинская подготовка.
  • Связь.
  • Жизнеобеспечение в экстремальных ситуациях.
  • Инженерная подготовка.
  • Физическая подготовка.

Как видим, спортивная и боевая подготовка воспитанников Центра «Пересвет» неразрывно связана с занятиями по истории и уроками православной веры. Похожие клубы, открываются во многих городах России, во многих храмах Москвы. Где-то они вырастают из формата воскресной школы, где-то воскресные школы вырастают из спортивного увлечения. Главное правило таких клубов — создавать их под руководством священника. Ведь цель таких объединений, далеко не только изучение боевых искусств, цель — это и объединение прихожан, и воспитание подрастающего поколения.

православный центр "Пересвет", Троице-сергиева Лавра, боевое воспитание детей

православный центр «Пересвет», Троице-Cергиева Лавра, сборы

Боевые искусства и православная вера. Возможно ли это?

Наш вопрос, скорее относится к воспитанию детей. Ведь сейчас, когда наша безопасность гарантируется государством весьма условно, мы сами должны научиться защищать себя, свою семью, храм, наши православные святыни. Мы должны воспитывать детей, способных постоять за себя.

Наши православные мальчики не должны превратиться в боязливых детей 21 века, с трудом поднимающих что-то тяжелее компьютерной мышки. Времена сейчас смутные и настоящее мужское воспитание, правильное физическое развитие наших мальчишек станет самым лучшим дополнением к православной вере, в которой мы растим их. Боевые искусства делают сильными их тело, закаляют дух.

православный монах, воин Александр Пересвет сражается с татарским поединщиком

православный монах, воин Александр Пересвет сражается с татарским поединщиком

Какие единоборства можно посоветовать для православного спортивного клуба?

Прежде всего те, что не имеют явно выраженных религиозных корней чуждых нам культур. Большинство восточных единоборств берут свои истоки в буддизме, даосизме. Православному человеку лучше поберечься от их влияния. Тем более, что сейчас достаточно много современных систем, разработанных для самозащиты — это и традиционное российское САМБО, и рукопашный бой, основанный на армейских дисциплинах. Интересным направлением является система «крав мага»  — это комплекс боевых приемов, которые основаны на естественных реакциях человека. Крав мага учит выживанию в экстремальных ситуациях, а это очень актуально для современной российской жизни.

православный центр "Пересвет", Троице-сергиева Лавра, боевое воспитание детей

православный центр «Пересвет», Троице-Cергиева Лавра, рукопашный бой

 

«Взявшие меч, мечем погибнут» (от Матфея. 26. 52)

Воспитывая детей в православной вере, будем помнить о том, что мир наш не прост. И совсем не любовь, не терпимость окружают нас в реальной жизни. Потому будем готовить наших детей к опасностям этого мира, чтобы они могли противостоять, защитить себя и, если понадобиться, свою веру.

_

2012, октябрь

    Print       Email

9 комментариев

  1. В миру Михаил,:

    славяно-горицкая борьба и русбой — истинные боевые искусства славян. Еще была борьба, не помню названия к сожалению, чем-то похожа на бой берсеркеров-викингов.с 10-12 века её запрещали государи из за боязни сверженияя, бунта и т.д. До этого славян (точнее воинов искусных в этом виде боя) было сложно победить, они не чувствовали боли, так как во время битвы входили в состояние которое называли «белой яростью»

  2. Александр:

    Тот кто писал Евнгелие, ни о какой защите кроме Божией не говорил,и руководствуясь этим сам Господь взошел на крест, а Отец его отомстил за него всем от Понтия Пилата, до всех жителей Иерусалима, обрекая их на страшную смерть. Я понимаю, что это в голове не укладывается, и люди начинают придумывать оправдание войне, но нет мыдолжны быть распяты, ипогибнуть как все апостолы выполняющие волю Божию.

    • Кирилл:

      Господь пострадал ради спасения людей,а если ты пострадаешь от преступников бандитов убийц то кого спасешь,или будут насиловать девушку,ребенка,убивать слабого,пинать в голову стариков,ты пройдя мимо добро или зло сделаешь?как в притче лежал раненый человек на дороге первосвященник и левит прошли мимо а язычник помог и был прав,Он сказал не противься злому и обозначил рамки границу,но если ударят тебя по щеке то подставь другую,но не сказал будут убивать,избивать,калечить сиди и не противься.Говорят о защите а не развязывании войны,у Апостолов была особая миссия себя с ними не сравнивай,а про войну сам Бог говорил в законе Моисеевом,Господь сказал пока не кончится небо и земля не одна черта не пропадет из закона.Даже в Царствии Небесном есть Воинство Небесное.Ни где не сказано что защита это грех,скорей бездействие перед злом,позволить убить или покалечить человека,это грех.Кто меч свой достанет тот от меча и погибнет,тот говорится кто начнет войну конфликт,вражду,любое агрессивное действие тот виновен и погибнет от меча защитника.

  3. Артём:

    Русский рукопашный бой (Русский стиль) Кадочникова, вот что нам нужно

    • Serge:

      Спецы не хвалят. Говорят, что больше понтов и раскрутки, чем нормальной рукопашки.

  4. Сергей:

    Добрый день всем! Православному человеку обязательно нужно изучать искусство боя. Если он будет слабым и неподготовленным, то как он Родину защищать будет от врагов?

  5. Иван:

    Не стоит называть САМБО традиционной Русской борьбой. САМБО было создано на основе Дзюдо. Это в последнее время появились явные отличия путём изменений правил в этих видах борьбы с целью их разъединить и сделать не похожими друг на друга. Несомненно сегодня САМБО более эффективно для самозащиты чем Дзюдо. Но насчёт того можно ли заниматься этим видом борьбы Православному Христианину, большой вопрос и его нужно очень хорошо изучить, что бы дать на него ответ.

    • Serge:

      Здравствуйте, Иван. Спасибо за комментарий. Про дзюдо и самбо согласен, но мне кажется странной постановка вопроса о ВОЗМОЖНОСТИ для Православного Христианина (специально подчеркиваю Ваш стиль написания этого словосочетания с больших букв) заниматься боевыми искусствами. Если поднимать этот впорос, то по логике вещей надо хорошо изучить, можно ли Православному Христианину заниматься наукой или любоваться произведениями искусства кроме христианских.
      Хорошо сказал ап. Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10:23). Может быть, кому-нибудь в самом младенческом неофитстве это и будет не «полезно» и не «назидает». Или, если борьба становится профессиональным спортом, она, конечно же, вместо здоровья приносит инвалидность, что тоже не полезно. Но в этом случае мы ваходим за контекст православного христианства — это вредно для любого человека.
      Тем более, что православных военно-патриотических клубах почти всегда ведутся занятия по той или иной рукопашке, не говоря уже о военном деле.

      И вообще, Иван, скажу Вам честно. Я не считаю себя Православным Христианином. Как-то пахнет приточными словами: «Я не такой, как прочие» (Мф. 18:11), Я с Большой Буквы, Я не как какие-то там атеисты, буддисты, католики и пр. Извините уж, я — просто православный христианин, с маленьких букв.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Об осуждении

    Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу
     
    Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.
     
    Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

     
    Архимандрит Ефрем Святогорец

  • Мудрость Афона

    Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

    Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

    Многими скорбями мы спасемся, чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.


    старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

    Старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

  • Мета

You might also like...

07

Великорецкий крестный ход 180 км.

Read More →