Loading...
You are here:  Home  >  новые публикации  >  Current Article

Галина Вишневская: «Я не хотела бы ничего в своей жизни переигрывать»

By   /  12.12.2012  /  1 Comment

    Print       Email

Во вторник 11 декабря  не стало великой певицы Галины Вишневской. Она скончалась у себя дома, на 87-м году жизни. Отпевание пройдет 14 декабря в храме Христа Спасителя. Похоронят Галину Павловну на Новодевичьем кладбище рядом с мужем

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович

Галина Павловна вернулась из Германии в конце минувшей недели. В последние годы болезни как будто преследовали ее, особенно после смерти Мстислава Ростроповича. «За полтора года после смерти Славы пять раз болела пневмонией. Ничто не проходит бесследно», — рассказала нам однажды Галина Вишневская.

А в понедельник из Баку прилетела ее старшая дочь Ольга. В столице Азербайджана проходил ежегодный международный фестиваль имени Ростроповича. Ольга обстоятельно и подробно поделилась с матерью впечатлениями. Кто бы мог подумать в тот час, что это их последний разговор…

На следующий день Галины Павловны не стало.

Владимир Путин во время осмотра выставки Коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской

СЛОВА ПРОЩАНИЯ

Юрий Лужков о Галине Вишневской: «Я называл ее царицей»

— С огромной болью и огромным сожалением я говорю об этом несчастье, — сказал нам Лужков.

— Это — несчастье для близких, несчастье для друзей, несчастье для всей нашей страны. Это — грандиозная утрата для национальной и мировой культуры.

Я называл ее Царицей. Она была настоящей Царицей вокала. Она несла потрясающие принципы порядочности, величие Женщины и величие того Учителя, которого Россия и все мировое искусство получили после тех невероятных испытаний, выпавших на долю Галины Павловны не по ее вине, а из-за непорядочных действий властей нашей страны. Вопреки своей воли она была вынуждена покинуть страну, но даже несмотря на то, что ее приняли на Западе с распростертыми объятьями, и она снискала там уникальное признание мировой общественности — вместе с ее мужем — Славой Ростроповичем — они всегда стремились быть рядом с родной страной, быть рядом с ее народом.

В 90-х годах они вернулись в новую Россию. Для Галины Павловны тогда начался новый, я думаю, счастливый этап ее жизни и ее творчества: она получила возможность учить молодых и талантливых творцов настоящему классическому оперному вокалу. Эта работа, ее даже нельзя назвать работой, это творчество поглотило ее полностью и дало блестящие результаты. В России появились потрясающие по своим способностям ее ученики, которые достойно продолжают все то, что хотела в них вложить великая Галина Вишневская. Мы дружили с Галиной Павловной и со Славой. Эта дружба была искренней и красивой!

Я никогда не забуду той гражданской позиции, которую общество получало от этой русской женщины, мужество которой и решительность всегда оказывались намного мощнее чем то, что мы видим от многих-многих представителей сильного пола.

Жизнь ее и творчество были отданы людям и, в первую очередь, России. Мы скорбим! Но одновременно мы будем помнить то счастье, которое было неизмеримым, когда мы слушали, общались, видели ее Величество Галину Павловну!

Елена Образцова: «Время было невластно над нею»

— Мы виделись с Галиной Павловной в последний раз на открытии Большого театра после реконструкции. Она была еще очень хороша и время было не властно над нею… Со сцены она, конечно, ушла уже давно, но мы часто встречались на светских раутах. Она была выдающейся певицей и это несоизмеримая утрата для искусства. Я вот сейчас сижу и плачу…

Мы очень много работали с ней, пели колоссальное количество опер. Она была пытливая, ни на кого непохожая, совершенно индивидуальная. Галина Павловна пела и западную музыку и современных композиторов, исполнила очень много произведений Шостаковича, Прокофьева. Шостакович, Бриттен посвящали ей свои произведения и она была первой их исполнительницей. Я скорблю, это невосполнимая потеря.

Семья Галины Вишневской 2002-г.

Борис Немцов о Галине Вишневской: «Таких больше нет. Вечная память»

— Не стало Галины Павловны Вишневской… Мне посчастливилось много раз общаться с этой легендарной и необыкновенной женщиной. Один эпизод врезался в память. 95 год. Слава Ростропович и Галина Вишневская приехали в Нижний для участия в Сахаровском фестивале. Мы решаем вместе построить роддом. Галина Павловна настаивает, чтобы это было в сельской местности, где низкая рождаемость и молодые люди бегуткуда глаза глядят лишь бы подальше от безнадеги.

Выбрали райцентр Вачу. Договорились, что я, как губернатор, отвечаю за строительство, а фонд Ростроповича-Вишневской за акушерское оборудование и подготовку медперсонала. В течении года построили роддом, в Ваче появились необычные контейнеры Нью-Йорк — Вача с современным медоборудованием от Вишневской -Ростроповича.

Сельские врачи прошли стажировку в лучших клиниках США. Лето 96. Июль. Открытие роддома. Приезжает царица Галина в платье как у империатрицы Екатерины. Мы втроем идем по Ваче. Грязь, пыль, мухи кругом. Галина Павловна смотрит на Славу и меня явно не дружелюбно. И вещает

-Дурни вы, дурни, какого черта здесь строили роддом??! Смотри еще день деньской, а мужики кругом пьяные, ни на что не способные. К деторождению не пригодны. И тут Слава ей и говорит: А мы с Борисом на что?? Мы ж специально выбирали место, чтоб без конкуренции)))).

И тут я увидел Галину Павловну в гневе… Это было страшно. Царица метала громы и молнии-наотмаш, жестко и величественно. Слава стал сразу маленьким и послушным. Долго мы ее успокаивали, успокаивали… Столько страсти и экспрессии, столько силы и таланта было у царицы Галины….Таких нет больше. Вечная память….

Олег Табаков: «Галина была человеком в полном смысле слова…»

«Мы виделись буквально месяц назад, в Консерватории. И говорить о том, что она была, а не есть, глупо и больно…

Она была из тех немногих людей нашего театрального цеха, кто отстоял человеческое достоинство в годы социализма, кто никогда не делал того, чего не хотел. Галина из очень узкого круга братьев по актерскому ремеслу, кто сохранил себя в целости и сохранности. Жила в СССР, была изгнана из этой страны, а вернувшись, не меньше любила свою землю и свою Родину, и делала столько, сколько могла, чтобы прославить Россию.

Гамлет говорил про своего отца: «Он человек был в полном смысле слова!» Эти слова хочется сказать и про Галину. Светлая память…»

Александр Сокуров: » Я  ее очень любил!»

Шесть лет назад Александр Сокуров снял о Галине Вишневской документальный фильм «Элегия жизни», а через год вышла его художественная картина «Александра», где певица исполнила главную роль. Этот фильм стал последним для Галины Павловны.

— Я не знаю, что сказать… — не сдерживает слез режиссер. —  Мне отчаянно, обидно и горько. Отчаянно обидно и горько. Я ее очень любил…

На дне рождения Галины Вишневской 25-октября 2012-года

Личное дело

Галина Павловна Вишневская (урожденная Иванова), народная артистка СССР, родилась в Ленинграде 25 октября 1926 года. Перенесла блокаду, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО. В 1944 году поступила в Ленинградский областной театр оперетты.

Первый брак (два месяца) — с военным моряком Георгием Вишневским. Второй — с директором театра оперетты Марком Рубиным.

В 1952-м была принята в Большой театр, где исполнила более 30 партий, среди которых — Татьяна в «Евгении Онегине» и Лиза в «Пиковой даме», Купава в «Снегурочке», Донна Анна в «Каменном госте», Аида в опере Верди, партии в «Тоске» и т. д.

В 1955-м, спустя четыре дня после знакомства, вышла замуж в третий раз — за виолончелиста Мстислава Ростроповича. В 1974 году вместе с ним была вынуждена уехать на длительные гастроли за рубеж (следствие травли Ростроповича за поддержку Александра Солженицына), проживала в США, во Франции. Вишневская и Ростропович были лишены советского гражданства. В 1990 году этот указ был отменен, и они вернулись в Россию. Супруги прожили вместе52 года.

С 2002 года — руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской в Москве.

Галина ВИШНЕВСКАЯ: «Я не хотела бы ничего в своей жизни переигрывать»

— Ни бесплатного образования, ни бесплатной квартиры — мы жили в коммуналке здесь — я не получила. Ни у кого ничего не просила. Никому ничем не обязана. А чтобы сверкать, надо иметь талант, другого пути я не знаю. Еще надо, конечно выйти и предъявить себя, а дальше — добиваться самого высокого качества. Работать надо! И я не хотела бы ничего в своей жизни переигрывать, и книгу свою не перерабатывала — пару эпизодов добавила и все. Ах, да — там еще досье КГБ на меня есть. И много фото.

Ну и напоследок Вишневскую спросили, что бы она сделала, стань она президентом.

— Пенсии изменила бы! — ни секунды не колеблясь ответила Галина Павловна. — чтобы срамоты этой не было, чтобы наши пенсионеры не тыкались как слепые котята, чтобы наши деды и матери не были бы вынуждены попрошайничать.

О ЖИЗНИ

— В молодости еще можно найти в себе силы принимать с юмором тычки и затрещины, но с годами, когда внутреннее зрение становится безжалостным, жизнь бесстыдно обнажается перед тобой и в уродстве своем, и в красоте. Ты вдруг неумолимо понимаешь, что у тебя украдены лучшие годы, что не сделал и половины того, что хотел и на что был способен; становится мучительно стыдно перед собой, что позволил преступно унизить в себе самое дорогое — свое искусство.

— Самое главное — это не давать воли отчаянию.

— Если ты хочешь совершить какой-нибудь поступок, то, сначала подумай — ты хочешь подниматься вверх или падать вниз.

— Никому не жалуюсь, хожу, задрав голову, назло всем моим завистникам, и торчу у них как кость в глотке.

О РАБОТЕ

— Для меня во время исполнения роли все, что я делаю на сцене, так важно, как вопрос о жизни и смерти. Если бы мне отрезали голову, только тогда я не смогла бы допеть спектакль.

— Все эти страсти-мордасти — просто отсутствие актерской техники и внутреннего контроля.

— Темперамент — это умение себя сдерживать.

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович

Самые интересные главы из книги Галины Вишневской  «Галина».

Первое замужество

Летом 1944 года я вышла замуж за Георгия Вишневского, молодого моряка. Уже через неделю стало ясно, что брак наш — ошибка. Он не хотел, чтобы я пела, чтобы училась, чтобы шла на сцену. Он ревновал меня даже к старику педагогу, подкарауливал на улице, чтобы увидеть, с кем я выхожу, — в общем, история, старая как мир. И когда 1 сентября 1944 года я поступила в Ленинградский театр оперетты, разразился скандал, положивший конец нашему браку. Мы расстались навсегда после двух месяцев супружеской жизни, и только фамилия — Вишневская — напоминает мне о том, что это действительно было.

Второй муж

В Ленинградский областной театр оперетты привела меня знакомая. Пришли к директору (Марку Ильичу Рубину), спели ему по романсу — сами молоденькие, фигурки чудесные, — ну, нас и приняли.

Я вышла замуж за Марка Ильича Рубина. Был он старше меня на двадцать два года, мне — восемнадцать, а ему — сорок. Переехала я к нему, в коммунальную квартиру, и почувствовала наконец, что обрела то, чего у меня не было: дом и семью… Вскоре я почувствовала, что беременна. Я не хотела ребенка — меня пугала моя неопытность и полуголодная жизнь, но я боялась, что первый аборт может привести к бесплодию. Значит, надо рожать…

…Я с семи утра до двенадцати ночи просидела в пальто на деревянной скамейке роддома в коридоре. Отвели меня в палату, где рожают уже. Положили на стол,  на нем я и пролежала двое суток. А вокруг меня — крики, стоны; какие там обезболивания — не ори — и всё тут… Родила я сына. И сразу начался у меня родовой припадок эклампсии. Начинаются страшные судороги, все тело перекручивает так, что можно откусить себе язык, остаться на всю жизнь с перекошенным лицом. Да, видно, крестное знамение меня охранило….

Мальчика назвали Ильей — в память об отце Марка. Принесли мне сына кормить — он как взял грудь, так соски у меня и полопались. Грудница началась — нарывы на обеих грудях, высокая температура. Пришла домой — помочь некому. Марк — мужчина, что с него спросишь? Лежу уже месяц, встать не могу: температура сорок. Ребенок кричит, есть просит, а кроме груди, что ему дать? Подношу его к груди и кричу, чтобы заглушить дикую боль…

В эти дни вдруг появился мой отец — пьяный, конечно! — с очередной своей женой. Посидел  — видел прекрасно, в каком я отчаянном положении, — и ушел…Кончилось тем, что ребенок получил отравление. Диспепсия, спасти не смогли. Он умер двух с половиной месяцев…

На грани жизни и смерти

…Вдруг весной я почувствовала страшную усталость. Мы продолжали двигаться на юг. И вот по дороге к Харькову у меня пошла горлом кровь. В Харькове мы с Марком пришли в больницу…  Диагноз: открытая форма туберкулеза. Для мужа моего это было как гром с ясного неба. В больнице консилиум врачей решил: немедленно пневмоторакс (это когда в плевральную полость попадает воздух или гной, который необходимо откачать — Ред.)

— Доктор, может быть, можно обойтись без этого? Ведь я певица!

— Сейчас вам нужно думать не о пении, а о жизни!

И вот я на операционном столе. Мысли мелькают, как молнии: «Поддуть легкое — конец пению, значит, конец жизни…» Вижу — идут приготовления… спиртом протирают мне левый бок… С криком: «Не трогайте меня, не смейте, не смейте!..» — я соскакиваю с операционного стола и бегу прочь…

На меня нашла апатия, я не сопротивлялась болезни… Захотелось перечитать Тургенева.. Я словно увидела впереди яркий свет и пошла к нему. С этого дня я начала бороться за жизнь.

Через силу стала есть — пила теплое растопленное свиное сало, мед с маслом… Начали мне делать инъекции стрептомицина. Он был тогда плохо очищенным. Когда мне сделали последний, 120-й укол,  все тело было в синяках и опухолях. Врачи категорически запрещали мне петь, а я уходила в лес и пела. То, что со мной произошло, врачи считали чудом…

Преподаватель Вера Николаевна сказала мне:

— Не слушай врачей. Правильное дыхание и пение помогут тебе вылечиться навсегда. Так и случилось…

Источник: КР.ru

    Print       Email

1 Comment

  1. […] Этот образ был завещан Церкви выдающейся оперной певицей Г.П. Вишневской и был передан передан храму ее дочерьми в декабре 2012 […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Об осуждении

    Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу
     
    Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.
     
    Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

     
    Архимандрит Ефрем Святогорец

  • Мудрость Афона

    Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

    Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

    Многими скорбями мы спасемся, чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.


    старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

    Старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

  • Мета

You might also like...

07

Великорецкий крестный ход 180 км.

Read More →