Loading...
You are here:  Home  >  новые публикации  >  Current Article

Епархиальный доклад, декабрь 2012 г.

By   /  30.12.2012  /  No Comments

    Print       Email

28 декабря 2012 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы. С основным докладом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Выдержки из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирила.

Церковь и государство

Важно понимать, что Церковь и государство – совершенно разные установления: Церковь не собирается усваивать себе государственных функций, поскольку ее задача – не поддерживать законность и внешний порядок, чем, собственно говоря, и занимаются институты светской власти, а насыщать души людей, заботиться об их духовно-нравственном состоянии, утверждать евангельские ценности в жизни общества.

Более того, Церковь не стремится к обретению статуса государственной. Горький опыт прошлого столетия показал, что любая привязка к государственной машине чревата тем, что со сменой политического строя Церковь будет неизменно отождествляться в сознании людей с прежним курсом и режимом. Но Церковь находится вне политики, она выше политических страстей и разделений. Церковь свидетельствует о «Царстве Духа», объединяет людей на основании евангельских ценностей и идеалов, соединяет людей во Христе.

Повторяю: распространение мифа о сращивании Церкви и государства является ничем иным, как одним из способов борьбы с Православием. И в распространении этого мифа заинтересованы те, кого раздражает сам факт присутствия Церкви в публичном пространстве, раздражает ее возрастающее влияние на формирование у наших соотечественников определенных ценностных приоритетов – приоритетов, которые не согласуются с навязываемым ныне обществу потребительским образом жизни.

Информационная война

В последнее время все мы стали свидетелями череды кощунственных актов, инспирированных силами, враждебно настроенными по отношению к Православию. Оппоненты Церкви назвали данные выходки антиклерикальными действиями. Однако те, кто использует подобные слова, подчас не имеют представления о том, что такое клерикализм и антиклерикализм. Речь идет не об антиклерикализме – речь идет о том, что Церковь стала «неудобной» для некоторой части общества, ведь она все громче возвышает свой пастырский голос, чтобы свидетельствовать миру об Истине, что есть правда Божия, а что – ложь.

Церковь говорит людям: абсолютный критерий добра и зла – это не человеческие суждения, а закон Господень, данный свыше и начертанный в сердце каждого человека.

Во многих СМИ была развязана настоящая информационная кампания против Православной Церкви. Создавалось впечатление, что антицерковные силы как бы тестируют наш народ на готовность защищать самое дорогое, на готовность защищать свою веру.

Отрадно, что у верующих людей возникло естественное желание защитить свои святыни. Именно поэтому 22 апреля сего года, в неделю 2-ю по Пасхе, когда Церковь празднует память святого апостола Фомы, на молебное пение и стояние в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени собрались многочисленные верующие. По уточненным данным ГУВД столицы, более 65 тысяч человек из Москвы, Подмосковья и других регионов России пришли в этот день к главному храму страны. Многие государственные и общественные деятели однозначно осудили факты кощунственных действий.

Организаторы провокаций просчитались и не смогли достичь поставленных целей. Причина этого состоит, прежде всего, в том, что оскорбления задели лично миллионы людей, затронули самые глубинные и светлые чувства, которыми живет человек и благодаря которым его жизнь обретает смысл и ценность.

Произошедшее должно стать уроком для вдохновителей и организаторов антиправославных действий. Для каждого, хоть сколько-нибудь знакомого с историей христианства, вполне очевидна непреложная, утверждаемая веками истина: любые нападки и притеснения только укрепляют Церковь. В эпоху древних гонений на христианство этот тезис был ярко и метко сформулирован следующим образом: «Кровь мучеников есть семя Церкви».

Архимандрит Тихон Шевкунов

СМИ и Интернет

Столичным приходам, большинство которых имеет свои интернет-страницы, пришло время выходить за рамки простого информирования о жизни общины, новости которой подчас ограничиваются расписанием богослужений. Сайты должны становиться центрами виртуального общения, в некоторой мере компенсируя недостаток внутриприходских связей. Современные реалии таковы, что нужно использовать любую возможность для укрепления единства наших прихожан, которые, увы, нередко лишь знают друг друга в лицо.

Неразумно ждать, пока современная молодежь посетит храм, когда нам будет удобно их принять.

Присутствие Церкви в информационной среде, в том числе в Интернете, дает многим людям возможность сделать первые шаги по пути спасения. Например, кампания по оказанию помощи и сбору средств людям, пострадавшим от наводнения в городе Крымске Краснодарского края, которая была развернута в Интернете после произошедшей трагедии, показала, сколько у нас людей, неравнодушных к горю других. Этот добрый порыв не должен иссякнуть после того, как непосредственная цель сбора помощи достигнута.

В современной информационной среде любая новость, связанная с Церковью, рассматривается через лупу.

Любой недостойный поступок человека, связанного с Церковью, вызывает шквал негативных публикаций. Несомненно, что ряд СМИ прибегает к использованию недостоверной, заведомо ложной информации, практикует технику информационных вбросов. Эти методы, характерные для информационных войн, подчас используются и против Церкви. Церковь учит людей праведной жизни, и мы, ее члены, как я уже сказал, призваны быть примером для неверующих и маловерующих не только в словах, но и делах. Тогда мы выиграем любую информационную войну, не вступая в нее.

Естественное для Церкви разномыслие, о котором говорил апостол Павел (см. 1 Кор. 11, 19), отражаясь в информационной среде, подчас принимает абсурдные формы.

Внутрицерковные разделения, распри и вражда – свидетельство младенчества в вере, ребячества, которое подчас принимает хулиганские формы.

Кому-то кажется, что Интернет освобождает от ответственности за свои поступки и слова, ведь никто не видит твоего лица перед монитором и можно спрятаться от других за выдуманным именем – «ником». А потом, выплеснув на собеседника весь поток негативных эмоций, обидев кого-либо, можно просто выключить компьютер и никогда больше не заходить на этот сайт. Некоторые на исповеди раскаиваются только в тех грехах, которые они совершили в реальной жизни, вычеркивая из памяти все свои интернет-похождения, словно это было сделано не ими.

Монастыри

На данный момент к ставропигиальным относятся 28 обителей: 14 мужских и 14 женских

В мужских монастырях по данным на 2012 год несут послушание 929 насельников 

В женских монастырях несут послушание 754 насельницы

Итого: монашествующих во всех монастырях – 1683 человека

Всего в обители поступило 54 человека, выбыло 29.

Монастыри продолжили свое социальное служение по уже ранее сложившимся направлениям работы. Нужно ясно понимать, что помощь обездоленным, утешение скорбящих и страждущих, поддержка немощных, забота о сиротах, пожилых людях являются не какой-то новомодной прихотью, данью веку сему, а нашим прямым долгом. Поэтому, со страхом и трепетом совершая свое спасение (см. Фил. 2, 12), будем соответствовать высокому званию христианина, свидетельствуя делами свою веру.

Добрые примеры исполнения заповедей о любви к Богу и ближним способны пробудить у прихожан, паломников и туристов уважение к монашеству, благоговение перед совершаемым подвигом. А у кого-то из посетивших монастырь возникнет желание иноческого жития.

Полагаю важным упомянуть и об активности монастырей в сети Интернет. Что представляют собой сегодня сайты некоторых обителей? Размещено много красивых фотографий и минимум информации. Такие интернет-странички мало о чем говорят посетителям. Иногда даже отсутствуют сведения о времени совершения богослужений, исповеди, о том, как добраться до монастыря, о возможности остаться на ночлег. Сайты редко обновляются и не содержат актуальных сведений о жизни монастырей.

Многие обители являются объектами культурного наследия и привлекают множество интересующихся не только духовной жизнью, но и историей, архитектурой, памятниками прошлого.

Потому, создавая сайты, необходимо позаботиться об их достойном наполнении, чтобы люди могли найти ответы на самый широкий круг вопросов, связанных и с современной жизнью монастыря, и с его историей.

Наши интернет-проекты должны стать действенными инструментами интерактивной проповеди, миссионерства, вызывать у виртуальных гостей обители желание стать ее реальными посетителями, а может быть, даже и насельниками.

Протоиерей Димитрий Смирнов

Приходская жизнь в столице

Сегодня каждый священник должен понимать, что он в своей ежедневной литургической деятельности, в проповеди Евангелия Христова, в пастырском душепопечении противостоит разрушительным силам, использующим для утверждения своих идей весь арсенал средств современной цивилизации: телевидение, Интернет, радио, печатные средства массовой информации. Но борьба с Церковью, с христианскими ценностями происходит сегодня, в отличие от советского времени, неявно, она не преподносится открыто как самоцель. Потому и способы такой борьбы стали более изощренными и разнообразными. Главными же ее инструментами стали ложь и клевета.

Всем труженикам Виноградника Господня следует твердо помнить о том, что они являются для мира представителями Церкви, которая призвана свидетельствовать об Истине, называя ложь – ложью, а правду –  правдой.

Любой, даже самый незначительный повод для обвинений будет использован врагами веры.  Поэтому нам надлежит действовать в соответствии со словами апостола Павла: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (Еф. 5; 15), «чтобы не дать повода ищущим повода» (2 Кор. 11, 12).

Преосвященных викариев я призываю с особой бдительностью наблюдать за ситуацией на приходах и при обнаружении случаев, порочащих Церковь, немедленно принимать меры. Благочинные и настоятели храмов призваны помогать в этом архипастырям.

Как свидетельствует благочинный того же Покровского округа, «некоторые сотрудники синодальных отделов совершают богослужения и требы в храмах г. Москвы, не являясь при этом московскими клириками. При этом указанные священнослужители не только не имеют благословения правящего епископа, то есть Святейшего Патриарха, но даже не ставят в известность управляющего викариатством. В связи с этим представляется необходимым упорядочить эту практику в соответствии с церковными канонами».

Еще один вопрос дисциплинарного характера: отсутствие оперативной связи с духовенством по мобильному телефону. Реалии современной жизни не позволяют священнику отказываться от этих средств коммуникации. Считаю необходимым напомнить, что сотовый телефон непременно должен использоваться не только благочинными, настоятелями, администрацией приходов, но и рядовыми клириками.

Таинство

Отдельно мне хотелось бы сказать о замечаниях по поводу совершения богослужений.

«Таинство исповеди необходимо совершать вечером во время или после вечернего богослужения. Особенно это касается воскресных и праздничных дней. Необходимо освободить Литургию для полноценного участия в этом Таинстве как прихожан, так и священнослужителей. Во время Литургии исповедь проводится в качестве исключения только для желающих причаститься детей, престарелых, немощных и других прихожан, по уважительной причине не бывших на вечерней службе».

Молодые люди должны сознавать себя полноправными участниками церковной миссии. Им необходимо внушать ответственность за судьбу Церкви, прививать идею служения ближним по образу Христа Спасителя, Который Сам свидетельствовал о Себе: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45).

В настоящее время большинство православных гимназий весьма стеснены в своих возможностях ввиду отсутствия необходимых зданий и помещений.

«В этих условиях было бы целесообразно, если найти средства, в каждом административном округе в рамках «Программы-200» построить по одному принадлежащему Церкви зданию школы на 800-900 человек». Таким образом, размещенная в этом здании гимназия приобрела бы не только межприходское значение, но стала школой всего викариатства. Это позволило бы решить многие проблемы, с которыми сталкиваются православные школы.

Социальное служение  

Еще одним достижением в социальной работе является организация системной деятельности кризисного центра «Дом для мамы», который открылся в феврале 2011 года и призван поддерживать женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации во время беременности или с младенцем на руках.

Центр распространяет свою помощь и на многодетные и малоимущие семьи, а также одиноких матерей. Силами всех московских приходов организован сбор вещей, необходимых для функционирования центра: питания, одежды, средств гигиены, техники, кроваток, колясок.

Кроме того, достигнута договоренность об участии московского духовенства в работе кризисных центров для беременных, открывающихся в женских консультациях города при содействии Департамента социальной защиты для противодействия абортам (всего будет открыто 10 таких центров).

В 5 храмах Москвы проходят регулярные молебны для беременных женщин, а также беседы со священнослужителем.

По традиции в августе московскими приходами проводились благотворительные акции по сбору учебных принадлежностей для детей из многодетных и малообеспеченных семей, собирающихся в школу. Были организованы пункты приема канцелярских товаров, развешены объявления по информационным стендам храмов. После завершения акции все пожертвованные вещи были переданы в семьи.

Наводнение в Крымске

Крымск

Отрадно, что московские приходы с энтузиазмом откликнулись на призыв Патриарха о помощи пострадавшим от наводнения в Крымске. Московские клирики и добровольцы из специально образованной службы помощи при чрезвычайных ситуациях сразу после трагедии вылетели на место происшествия и помогали с первых дней ликвидации последствий наводнения. Столичные приходы активно участвовали в сборе пожертвований для пострадавших.

Пока еще нерешенной проблемой остается наша общая, несколько запоздалая реакция на подобные бедствия. Сбор денежной помощи был организован 20-22 июля, тогда как трагедия в Крымске произошла 7 июля.

Одной из наиболее актуальных задач сегодня является формирование общемосковского волонтерского движения «Вера и дело», объединяющего активных молодых людей, в том числе представителей православных молодежных организаций, высших и средних учебных заведений, а также общественных организаций г. Москвы

Значимым мероприятием стало празднование 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года, когда 300 волонтеров из различных православных молодежных объединений г. Москвы и добровольческого движения Центрального административного округа приняли активное участие в организации народных торжеств у Храма Христа Спасителя. Молодые люди помогали пришедшим в этот день пожилым людям и инвалидам, семьям с маленькими детьми, раздавали воду, встречали паломников из епархий.

Кроме того, к Пасхе и Крещению в столице распространялись различные просветительские материалы. Всего в московских приходах было роздано 500 000 листков.

Комиссией по молодежной работе были подготовлены 6 секций и круглых столов по обмену опытом в области молодежной работы в рамках направления «Церковь и молодежь» на Международных Рождественских Чтениях, а также проведены различные просветительские молодежные встречи и онлайн-конференции, в частности, были организованы семинары для духовенства по созданию евангельских кружков для молодых прихожан.

В учебных заведениях Первопрестольного града были созданы группы православной молодежи для совместного изучения Священного Писания, дискуссий на актуальные темы, социальной и просветительской деятельности.

27-декабря-2010-года-Хамовнический-суд

Одним из самых ярких примеров молодежной активности в уходящем году стало проявление гражданской позиции по делу о кощунственной акции, проведенной печально известной панк-группой в феврале 2012 года в Храме Христа Спасителя. На протяжении всего судебного процесса более 100 представителей православных молодежных движений и организаций, в том числе «Георгиевцы!» и «Покров» при храме святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе, каждый день приходили к зданиям Хамовнического и Московского городского судов.

Главная цель этих молодежных акций заключалась в том, чтобы четко объяснить общественности церковную позицию по данному вопросу и тем самым переломить тенденцию однобокого освещения в СМИ судебного процесса. Юные активисты подчеркивали, что православные люди не собираются судить и выносить свой приговор участницам панк-группы, но ждут решения суда по этому делу. Вместе с тем, подобные стояния были попыткой заявить во всеуслышание, что учиненное в Храме Христа Спасителя действо явилось кощунством по отношению к святыням Православия.

К сожалению, православные акции по защите веры становятся местом для провокаций, которые затем используются противниками Церкви в своих целях. Все хорошо помнят, что Интернет был наводнен видеозаписями физического насилия некоторых лиц, именующих себя православными, над сторонниками скандальной панк-группы, пришедшими поддержать кощунниц. Мне уже приходилось высказываться на эту тему, и я еще раз хочу подчеркнуть: мы призваны отстаивать свою позицию исключительно мирными средствами. Руководствуясь святоотеческими наставлениями, необходимо уметь различать грех, нуждающийся в безоговорочном осуждении, и самого грешника, по отношению к которому всегда дÓлжно действовать в соответствии со словами Христа Спасителя: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). 

Акции против абортов

Другим направлением общественной работы молодежи является ежегодно организуемая серия акций против абортов, приуроченная  к  Международному дню защиты детей. Накануне праздника молодежь из пяти викариатств провела ряд уличных просветительских мероприятий, в числе которых были раздача листовок, авто- и велопробеги, концерты и другие акции, акцентирующие внимание общества на необходимости запрета рекламы и пропаганды абортов, закрытия частных абортариев и прекращении их государственного финансирования.

Духовное просвещение

По данным Комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ, в столице действуют 235 воскресных школ, в которых обучаются 10878 детей и 7098 взрослых.

Наши приходы не должны быть некой «вещью в себе», замкнутыми, отгороженными от остальных, изолированными мирками.

Одной из наиболее часто встречающихся трудностей является недостаточное участие в жизни школ настоятеля и клира храмов. Складывается впечатление, что деятельность воскресных школ, вопросы их развития и дóлжного содержания вообще не интересуют некоторых настоятелей. Полноценно функционирующие школы подчас работают за счет энтузиазма преподавателей.

Призываю священнослужителей активнее участвовать в образовательном и воспитательном процессе. Совершенно недопустимо, что работа приходской школы рассматривается как нечто периферийное, факультативное, до чего если и доходят руки, то в самую последнюю очередь.

Обращаю внимание отцов настоятелей на необходимость изыскивать средства для оплаты труда квалифицированных педагогов, для иных образовательных нужд, проведения различных мероприятий. Как показывает опыт, чтобы привлечь молодежь, систему приходского образования нужно строить на профессиональной основе, тщательно продумывать все ее элементы.

Вместе с тем следует сказать, что в отношении к численности городских жителей процент детей и подростков, посещающих приходские школы, остается низким.  Нам необходимо активизировать миссионерскую и просветительскую работу вне стен храма, включаться в общеобразовательную систему.

Совместно с исследовательской службой «Среда» проведено социологическое исследование среди трудовых мигрантов г. Москвы. Во взаимодействии с ПСТГУ и Отделом по взаимоотношениям Церкви и общества, Миссионерской комиссией разработана просветительская программа по русскому языку и русской культуре, а в партнерстве с Институтом перевода Библии подготовлены миссионерские материалы на языках народов Кавказа и Средней Азии.

Заключение

Весь многовековой опыт Церкви, запечатленный в житиях и подвигах сонма святых: апостолов и святителей, благоверных царей и князей, преподобных и праведных, мучеников и исповедников и многих других светильников веры и воинов духа убедительно свидетельствует, что поистине, жить с Богом в душе легко и радостно. Их подвиг – пример для нас, неиссякаемый источник сил и вдохновения. Так не будем же скорбеть, как прочие, не имеющие надежды (см. 1 Фес. 4, 13). И даже когда временные трудности и испытания, казалось бы, обрушиваются на нас чуть ли не каждый день, мы должны помнить и твердо верить в то, что Сам Господь, наш Помощник и Покровитель незримо, но действенно простирает нам Свою благодатную и милующую десницу. И тогда перед силой Божией неминуемо отступят любые козни.

Завершая работу Епархиального собрания града Москвы, хотел бы ко всем вам обратиться словами апостола Павла. Они были написаны давно, но как актуально и назидательно звучат сегодня. Прислушаемся к его голосу:

«Мы же, будучи [сынами] дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним. Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе… Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 8-18; 23). Аминь.

Патриархия.ru

 

    Print       Email

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Об осуждении

    Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу
     
    Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.
     
    Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

     
    Архимандрит Ефрем Святогорец

  • Мудрость Афона

    Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

    Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

    Многими скорбями мы спасемся, чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.


    старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

    Старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

  • Мета

You might also like...

Папа

Сколько стоит папская сутана?

Read More →