Loading...
You are here:  Home  >  новые публикации  >  Current Article

Можно кремировать православных христиан?

By   /  16.12.2013  /  3 комментария

    Print       Email

На наших кладбищах чаще можно встретить крематорий, не храм или часовню. Это примета нового времени, но так было не всегда. Можно ли сжигать тело православного человека, как к этому относится церковное предание? Кремирование умерших с точки зрения православного христианства рассматривает греческий богослов Профессор  Мандзаридис Георгий. Профессор размышляет о традициях христианских погребений, отношения христианства к человеческому телу мертвому или живому.

Новосибирский крематорий

настоящий дворец смерти в Новосибирске

 

Погребение умерших христиан

Погребение умерших не является догматической темой. Воскресение мертвых, в которое верует наша Церковь, не будет зависеть от того, погребены они были или сожжены. Но с другой стороны, погребение мертвых имеет отношение к догматическим верованиям Церкви. Предпочтение погребения и негативное отношение к сожжению умерших тесно связаны с верой Церкви в человека и его предназначение.

Церковь не отворачивается от тела, а напротив, чтит его. Человек являет собой образ Божий не только с точки зрения души, но и с точки зрения тела. Образ Божий – это душа и тело вместе. И цель человека как существа, отображающего Бога, состоит в том, чтобы хранить Его в себе. Все остальное входит в состав этой цели или подчиняется ей. И если бы сожжение мертвых каким-то образом служило этой цели, оно было бы не просто приемлемым, но даже желательным.

Христиане, которые приговаривались к смерти путем сожжения, не отказывались от него, а терпели, видя в этом путь к объединению с Богом. Показательной является молитва, где святой Игнатий Богоносец запечатлел свою судьбу: «Огонь и крест, толпы зверей, расчленение, рассыпанные кости, отрезание частей, раздробление всего тела… все мне пришлось испытать, только чтобы с Иисусом Христом повстречаться». Это желание полного уничтожения не является следствием враждебности по отношению к телу или материи, но любовью к Христу. Это стремление явить истинность Божественного образа.

Крематорий

Отношение к смерти на Востоке и у язычников

Неприязнь к телу наблюдается в восточных религиях и язычестве. Церковь не смотрит на тело с презрением и не считает его «гробницей», как это делал Платон, желая его уничтожить. Человеческое тело – это храм Святого Духа. Это живая церковь, внутри которой человек призван славить Бога. И те, кто истинно служит Богу, основывают на своих мощах настоящие церкви, укрывающие живых. Поэтому церковь и почитает мощи святых и хранит их как драгоценные богатства.

Отношение к смерти в христианстве

Для Церкви человеческая природа настолько свята и сродни Богу, что она может составить с Ним неделимую сущность. Так, во Христе человеческое тело неразрывно и нерушимо объединено с Его Божественностью, в то время как в человеческой сущности тело принимает нетварную Божественную благодать и принимает участие в Божественной жизни. Поэтому христианин не отвергает свое тело и не желает избавиться от него, как от врага, но стремится к его обновлению во Христе и избавлению от тленности.

Тот, кто смотрит на мертвое тело, как на мощи, честные останки человеческого существа, желает воздать ему почести. И в таком случае погребение или хранение останков приобретает священный смысл. Кроме того, мы знаем, что даже высохшие кости хранят живое биологическое своеобразие умершего, в отличие от пепла. Но человек, видящий в мертвом человеческом теле лишь мрачный труп, конечно, захочет его уничтожения. Такой человек не различает духовных символов, его интересует лишь физическая сторона предметов и их потребительское или материальное значение. Он забывает сердце и мыслит логически. Зная о проблемах больших городских центров, он считает более разумным и практичным кремацию умерших.

Сжигание мертвых в истории христианства

На протяжении всей ветхозаветной и неделимой христианской истории сжигание мертвых ассоциировалось с языческой традицией и считалось позорным деянием. В частности, смерть посредством огня в Ветхом Завете связана с тяжкими преступлениями. Новый Завет считает погребение мертвых самим собой разумеющимся, в то время как в истории Церкви только гонители христианской веры прибегали к кремации тел христиан, чтобы предать их забвению и пошатнуть надежду на их воскресение. Наконец, в новейшее время сожжение мертвых приобрело вид некоего очищения мира от их присутствия.

Стремление к уничтожению или сохранению мертвого тела в могиле непосредственно связано с отношением человека к смерти. Когда он хочет забыть о смерти, естественно, он захочет стереть с лица земли все, что как-то связано со смертью или напоминает о ней. И в этом ему помогают соответствующие установки нашего общества. Все направлено на молчание о смерти. Естественным следствием этого является стремление к уничтожению мертвого тела. Надгробный камень хранит память не только об умершем, но и о смерти. И чтобы человек хранил эту память и это не причиняло ему боль, необходимо верить в победу над смертью.

Pages: 1 2

    Print       Email

3 комментария

  1. Анна:

    Как мне тяжело.. помогите! не было денег на похороны, и родственники настояли на кремации дорогого человека(((
    Как мне с этим жить теперь, так больно..

  2. Анна:

    Мне пришлось кремировать близкого родственника..
    на похороны не было денег((((
    С тех пор не не нахожу себе места: я верующая, и она была крещена,
    но жестокие реалии жизни буквально не оставляют выбора..
    родственники фактически принудили ее «сжечь» (на похороны никто денег не добавил), чем нанесли дополнительный удар..
    Как мне избавиться от этой тяжести, ведь по моим понятиям, покойник должен быть в земле до воскресения мертвых?(((
    простите меня,грешную

    • Хрен с Горы:

      «Мёртвые сраму не имут.» (с). Уповайте на Господа и молитесь. Православная церковь не одобряет кремацию, но и не запрещает. Помните, что у Бога все живы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Об осуждении

    Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу
     
    Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.
     
    Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

     
    Архимандрит Ефрем Святогорец

  • Мудрость Афона

    Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

    Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

    Многими скорбями мы спасемся, чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.


    старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

    Старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

  • Мета

You might also like...

Баба Валя

Как Баба Валя стала звездой интернета

Read More →