Loading...
You are here:  Home  >  фоторепортаж  >  Current Article

Миниатюрная Мстера ― поселок художников

By   /  26.12.2013  /  No Comments

    Print       Email

 

Позади холеного сувенирного Суздаля, в стороне от величавого Владимира, недалеко от райцентра Вязники спряталась среди холмов живописная крохотная Мстера, известная с 18 века своим иконописным мастерством и лаковой миниатюрой.

1

Первое впечатление от поселка ― как будто в уездном городе 19 века оказались.  Прямые широкие улицы, добротные старинные дома — каменный низ-бревенчатый верх. Два монастыря и два храма, колокола зовут к утренней службе. У фабрики «Мстерская вышивка» «припаркованы» полтора десятка простеньких велосипедов ― безо всяких замков.

2

В кафе на площади ― уха из семги в глиняных горшочках и винегрет. Пироги горячие. И этот окающе-якающий неповторимый говор: «Почем пирОжки? — По пЯтнадцать!»

Через площадь идет мужичок с березовым веником подмышкой ― пятница ― мужской день в местной бане.  Очень тихо ― такое бывает только поздней-поздней осенью. Река Мстерка за Богоявленским монастырем замедлилась, воды ее еле движутся, будто готовятся уже застыть на долгую зиму. Знаменитая деревянная полоскалка, которую наряду со шкатулками и иконами показывают туристам ― пуста.

3

Идем вдоль Мстерки по зареченской части поселка. Дома выстроились прямо по реке, почти вплотную к воде. «По весне подтопляет, конечно, погреба заливает, зато красота-то какая половодье наше ― вы в начале апреля приезжайте, на лодке покатаем», — очень радушно приглашает  жительница зареченской Мстеры.

4

Кстати, высказывание, что в Мстере ― каждый второй если не иконописец, то художник миниатюры или мастер вышивки, или ювелир, — это вовсе не преувеличение.

 

5

Заняться живописным промыслом в буквальном смысле заставили мстерян худые и непригодные для земледелия почвы. С первой половины 18 века мстёрские «иконники» получали «виды на отлучку» для писания икон в других городах. К середине 19 века уже больше половины жителей слободы занимались иконописью. В основном писались недорогие расхожие иконы. Но были и мастера-«старинщики», которые готовили для икон доски «под старину», искусно «состаривая» дерево. Такие иконы стоили уже очень дорого.

6

Одновременно с иконописью в Мстере зародился ювелирный промысел.  Для украшения икон чеканились оклады и венцы, многие  мастера хорошо владели финифтяным делом и гравировкой.

7

В середине 19-го века зародилось в слободе еще один славный промысел, сделавший имя Мстере ― вышивка.  Одна девушка из окрестных селений, хорошо знавшая золотошвейное мастерство, вышла замуж за мстёрского жителя и решила приложить свое умение на новом месте. И так удачно приложила, что  к 1875 году в слободе в золотошвейном промысле было занято более 50 человек. Местные мастерицы вышивали плащаницы, хоругви, воздухи, епитрахили.  К концу столетия в Мстере  работали около 400 вышивальщиц.

8

Рабочий день в пятницу заканчивается рано ― в три часа пополудни вышивальщицы седлают велосипеды и разъезжаются по домам, к теплым печкам.  В шкатулочном цеху огромной фабрики «Мстерская миниатюра» остался один мастер и его помощник ― закладывают под пресс последнюю на сегодня партию заготовок из папье-маше.

9

Три художницы еще корпят над росписью шкатулок, шутят и рассказывают байки, не выпуская кисти и лупы из рук. В иконописной мастерской тоже засиделись двое мастеров ― на просьбы рассказать о себе смущенно улыбаются, и мы узнаем лишь скупые факты ― Светлана Овчинникова и Владимир Котков окончили местное художественное училище и работают на фабрике с начала 80-х годов.

10

Но в частных иконописных артелях работа идет до позднего вечера ― особенно много заказов на большие семейные иконы ― рассказали нам в артели «Художник». Дети иконописцев играют и рисуют тут же, — за соседним столом.

11

Среди прочих рисунков  выделяется один, на котором простым карандашом выведен ангел с нимбом.

12

На поселок опустились тягучие ноябрьские сумерки, работники ставят на сигнализацию знаменитый музей, где собрана великолепная коллекция миниатюр, икон и вышивок.

13

Снова зовут колокола к вечерней уже службе в Богоявленском монастыре. Пора уезжать: в свете фар мелькает перечеркнутое красной линией название поселка.

14

Фотографии Алексей Мякишев, Екатерина Соловьева
Источник: “ФОМА”

    Print       Email

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Об осуждении

    Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу
     
    Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.
     
    Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

     
    Архимандрит Ефрем Святогорец

  • Мудрость Афона

    Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

    Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

    Многими скорбями мы спасемся, чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.


    старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

    Старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

  • Мета

You might also like...

миниатюра

Просмотр фильма «Время первых»

Read More →