Loading...
You are here:  Home  >  дайджест сми  >  Current Article

Говорят, что духовник всегда прав, и сомневаться в его правоте — грех

By   /  22.05.2014  /  No Comments

    Print       Email

Почему духовник не может быть всегда правым и к чему может привести слепое послушание…

Говорят, что духовник всегда прав, и сомневаться в его правоте — грех.  На самом деле:

Корзухин А.И. Перед исповедью

Корзухин А.И. Перед исповедью

О духовниках, которые считали себя всегда правыми и требовали безусловного послушания от своих духовных чад, еще полтора столетия назад писал святитель Игнатий Брянчанинов:

«…душепагубное актерство — старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение и понятия их о великом иноческом делании — послушании — суть ложные, что самый их образ мыслей суть самообольщение и бесовская прелесть».

Для нашего времени, при отсутствии или оскудении опытных подвижников, приемлемо жительство по совету, которое, по слову святителя Игнатия Брянчанинова «…основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых Отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий». При таком жительстве «…скромное отношение советника к наставляемому — совсем другое, нежели старца к безусловному послушнику… Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен».

Корзухин А. И. Перед исповедью

Корзухин А. И. Перед исповедью

Одна из важнейших черт опытного духовника — очень большая осторожность и бережность.

Если этой осторожности не хватает, то последствия могут быть очень тяжелыми. Тяжелыми они могут быть и в обратном случае. Если человек не исполняет советы духовника, то духовник не несет никакой ответственности за пасомого перед Богом и не может отвечать за возможные тяжелые последствия для его жизни. Более того, духовник вправе, а иногда даже обязан, отказать пасомому в духовном окормлении, если тот не исполняет его советов. В отношениях «духовник — духовное чадо» ответственность обоюдная.

 Часто спрашивают: почему православные браки распадаются так же часто,  как и обыкновенные?  Отвечаем:

Эдмунд Блэр Лейтон Подпись в церковном реесте

Эдмунд Блэр Лейтон Подпись в церковном реесте

Если брак действительно церковный, то он не распадется. Конечно, часто люди, вступая в церковный брак, не отдают себе отчета, зачем они это делают, какова цель их бракосочетания именно в христианском смысле. Ведь любое действие человека определяется конечной целью. Цель обычного брака — создание семьи, удовлетворение потребностей супругов в любви и заботе, рождение и воспитание детей. Но в христианском браке есть еще один смысл, пожалуй, наиболее важный, поскольку именно он и делает такой брак христианским.

Фирс Журавлев Перед венцом ок.1974 г,

Фирс Журавлев Перед венцом ок.1974 г.

Подлинным основанием православного брака должно быть обоюдное желание супругов вместе, помогая друг другу, идти к христианской цели жизни — к спасению, к Богу.

Если же семья называет себя христианской, но при этом у нее на первом месте иные цели — только земные и конечные, то называть такой брак православным нет никаких оснований. И распадаются подобные браки ровно по тем же причинам, что и все прочие: утрата взаимной любви, жестокосердие, стремление к земному счастью любой ценой.

Почему в Церкви так много внимания уделяют внешнему виду женщины и почти ничего не говорят о том, как должен одеваться и выглядеть мужчина?  Потому, что:

Андрей Рябушкин. Русские женщины XVII столетия в церкви, 1899г.

Андрей Рябушкин. Русские женщины XVII столетия в церкви, 1899г.

Мужчина, как правило, не прикладывает столько усилий для того, чтобы привлечь к себе внимание окружающих. Напротив, для женщины свойственно стремление быть максимально заметной, и ничего плохого в этом, конечно же, нет. Красивое платье, подчеркивающее изящество фигуры, макияж, прическа — все это радует глаз, восхищает, приводит в восторг окружающих.

Но как раз такая привлекательность и является совершенно неуместной на богослужении в храме, потому что люди приходят туда молиться, а не любоваться женской красотой. И центром внимания в храме для каждого человека должна быть молитва, а не своя или чужая внешность.

Поэтому Церковь обращается именно к женщинам с просьбой одеваться на богослужение скромнее. Мужчины же не придают своей внешности столь важного значения, поэтому к ним, как правило, в этом смысле нет претензий. Но если, к примеру, летним днем мужчина вдруг решит прийти на Литургию в шортах и майке, вполне возможно, что и ему тоже сделают замечание. Потому что, по слову апостола Павла, в Церкви все должно быть …благообразно и по чину (1 Кор 14:40).

    Print       Email

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Об осуждении

    Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу
     
    Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.
     
    Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

     
    Архимандрит Ефрем Святогорец

  • Мудрость Афона

    Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

    Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

    Многими скорбями мы спасемся, чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.


    старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

    Старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

  • Мета

You might also like...

Бурлев 3

Катастрофа российского кинематографа

Read More →