Loading...
You are here:  Home  >  новые публикации  >  Current Article

Пятидесятница: особенный праздник

By   /  08.06.2014  /  No Comments

    Print       Email

“Я с вами во все дни до скончания века” (Мф. 28:20).

Этими словами Иисус прощается со своими учениками в момент Своего Вознесения на Елеонской горе. Это последнее Его действие, с одной стороны, является прощанием, а с другой – неким обещанием. Это кажется противоречивым. Но Иисус больше не будет присутствовать в мире “знакомым” для апостолов образом, обещая, тем не менее, не оставлять их осиротевшими и покинутыми.

cn_0

Именно рублевская икона раскрыла догматическое учение о Святой Троице. Рублев отказывается от традиционных деталей: нет Авраама, Сарры, сцены заклания тельца, ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении трёх ангелов. Формой в иконе Рублева становится круг — именно он положен в основу композиции. При этом ангелы не вписаны в круг — они сами образуют его, так что взгляд наш не может остановиться ни на одной из трех фигур и пребывает, скорее, внутри того пространства, которое они собой ограничивают. Смысловым центром композиции является чаша с головой тельца — прообраз крестной жертвы и напоминание об Евхаристии. Вокруг чаши, стоящей на столе, разворачивается безмолвный диалог жестов. 

“И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше” (Лк. 24:49). Это обещание было исполнено на пятидесятый день после Воскресения Христа в Иерусалиме, где ученики собрались вместе, ожидания исполнения обета. Дух Святой-Утешитель нисходит на учеников: “Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам” (Ин. 16:14-15).

012

С тех самых пор и по сегодняшний день Святой Дух пребывает в Церкви, направляя верующих во Христа к истинной вере и жизни, одновременно являя постоянное присутствие Христа в евхаристическом собрании верующих, равно как и на всей протяженности повседневной жизни каждого члена Церкви.

Все мы знаем о событии Пятидесятницы. Одно из многих… Но позвольте мне поделиться со всеми читателями этого небольшого текста некоторыми своими соображениями.

cn_1

Церковь каждый раз проживает все деяния Божественного снисхождения во время Евхаристии.

Незадолго до принесения бескровной жертвы служащий священник от имени всех собравшихся верующих возглашает: “Воспоминая же эту спасительную заповедь и все, ради нас совершившееся: Крест, Гроб, Воскресение на третий день, на Небеса Восхождение, по правую руку сидение, Второе и Славное Пришествие вновь”.

Церковь, постоянно переживающая все события Божественного снисхождения, делает их “осязаемыми” для верующих, празднуя каждое из них в отдельности. Отдание каждого праздника является, в свою очередь, и его “закреплением”.

Ведь главная цель здесь – придать смысл жизни каждого верующего и наполнить его повседневное существование.

Все вышесказанное говорилось по случаю Пятидесятницы. И хотя гимнография характеризует это событие как “последний праздник”, знаменующий собой подытоживание и исполнение Спасительной миссии Троичного Бога, в сущности, это первый Праздник, начало некой новой действительности человеческой истории.

CN

Это вступление в новую жизнь, предложение новой жизни и одновременно призыв начать ее.

Верующему каждой эпохи дается возможность исполнения в его жизни обещания Христа быть с нами “во все дни до скончания века”. Вопрос лишь в том, как мы поступим с этой предоставляемой возможностью: услышим о ней и пройдем мимо или же услышим и поверим?

В конечном итоге, Христос – Бог Креста или Бог Воскресения? Наша вера и религиозность заключается, главным образом, в самозабвении и самоотречении Страстной Недели, или, в лучшем случае, они длятся на несколько недель дольше?

Значит, Христос, его Благая весть, жизнь, которую Он нам даровал своей земной миссией, не являются нашей повседневностью? Они остаются на дни, посвященные Ему: воскресенья или, может быть, еще и праздники? Дни и часы, которые мы сами выберем?

Христос вошел в нашу повседневную жизнь, чтобы придать ей истинный смысл, сделать эту жизнь истинной. Эту жизнь мы либо вкушаем, либо нет. Либо ты ступил на этот путь, либо нет.

cn_2

Христос призывал и продолжает призывать каждого из нас со всей ответственностью предаться вере в Него.

В условиях идеологического, социального и политического смятения и всеобщего упадка Церковь призывает и одновременно приглашает каждого искателя истинной жизни вкусить ее в сообществе верующих, называемом Церковью. Здесь он познает опыт постоянного присутствия Господа в церковной жизни и узнает, что значит быть в единстве с Христом и с ближним.

Я хотел бы закончить словами причастного стиха, который поется на Литургиях Преждеосвященных даров в момент нашего приготовления ко Святой Евхаристии: “Вкусите и видите, яко благ Господь” – приступите, чтобы вкусить и увидеть (осознать), что Господь Иисус добр и милосерден.

Эта возможность нам дается в Церкви, которая открывает ее присутствие в человеческой жизни и истории событием Пятидесятницы. Все те, кто осмеливаются приблизиться к Господу, входят в новую жизнь, которую Он вечно обещает каждому из нас.

Элефтериос Балакос, богослов

Источник: Пятый элемент

 

    Print       Email

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Об осуждении

    Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу
     
    Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.
     
    Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

     
    Архимандрит Ефрем Святогорец

  • Мудрость Афона

    Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

    Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

    Многими скорбями мы спасемся, чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.


    старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

    Старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

  • Мета

You might also like...

Бурлев 3

Катастрофа российского кинематографа

Read More →