Loading...
You are here:  Home  >  новые публикации  >  Current Article

Фильм «Григорий Р.»: Не надо «рыпаться» против Запада

By   /  09.11.2014  /  1 Comment

    Print       Email
Недавно по Первому каналу TV прошел сериал «Григорий Р.» режиссера Андрея Малюкова, посвященный Григорию Ефимовичу Распутину. В сериале «Григорий Р.» главную роль исполняет Владимир Машков. Совсем не удивляет, что именно Машков сыграл роль Распутина. В его внешности и в его игре есть что-то страшное, пугающее, отталкивающее. Такая тонкая грань между реальностью и действительность.

115
С художественной точки зрения сериал режиссера Андрея Малюкова на голову выше всех предыдущих, в том числе и давнего художественного фильма «Агония» режиссера Элема Климова. Сериал действительно смотрится, держит в напряжении. Талантливо и вдохновенно играет Владимир Машков, один из самых сильных российских актеров последнего времени.
Но в этом и заключается главная опасность сериала.
Массовый зритель, не вникающий глубоко в изображаемый период русской истории, может принять данную киноверсию за объективное отражение событий, связанных с Григорием Распутиным.
Григорий Ефимович предстает в сериале едва ли не святым мучеником. Хочу сразу заметить, что я отношусь к личности Распутина очень серьезно. Считаю его человеком, по-своему, выдающимся и, безусловно, не имеющим ничего общего с тем образом, который предлагала «желтая пресса» того времени. Святой он или нет, не мне судить. К нему совершенно по-разному относились многие достойные люди, в том числе и при царском дворе, что свидетельствует о сложности и неодномерности личности Григория Ефимовича.
114
На сегодняшний день лучшим исследованием на распутинскую тему является книга замечательного историка Александра Николаевича Боханова «Правда о Григории Распутине».
И даже можно было бы принять образ «старца Григория», созданный Владимиром Машковым. Григорий Ефимович предстает в сериале человеком православным, болеющим за Царскую Семью, за народ, за Россию, оказывающим помощь всем, кто к нему обращается, бескорыстным, чуждым разврата и т.п. В конце концов, несмотря на некоторую чрезмерность, это ближе к реальному образу Распутина, чем все «желтые» варианты того или нашего времени.
111

И вот тут начинается самое главное

 Все достоинства и выдающиеся качества Григория Ефимовича предстают в сериале на фоне бездарности и серости царской власти. Сам царь Николай II изображается слабым, бездарным, неадекватно оценивающим сложившуюся ситуацию как в России, так и за ее пределами. Даже его внешний облик на фоне Распутина (Машкова) производит отталкивающее впечатление. Императрица также предстает недалекой, падающей в обмороки от глупых страшилок.
То, что это сделано умышленно авторами сериала не вызывает у меня никаких сомнений. Но, возникает вопрос – зачем? Какова главная задача режиссера Андрея Малюкова, а также сценаристов Ильи Тилькина и ныне покойного Эдуарда Володарского? Ведь ясно, что данный сериал не просто историческая ретроспектива. Сейчас на дворе 2014 год.
События, показанные в сериале «Григорий Р.», происходили ровно сто лет назад. И не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять намеки заказчиков и авторов сериала.
Параллели напрашиваются сами собой. Сегодня, как и тогда, в стране наблюдается патриотический подъем накануне столкновения России с Западом. Сегодня, как и тогда, государственная власть не кажется пуленепробиваемой. Сегодня, как и тогда, идет непримиримая борьба между антигосударственными силами (революционеры, либералы) и патриотами (Николай II, Владимир Путин).
113
Сегодня, как и тогда Царь, Президент не желает отступать, но, напротив, стремится отстаивать свои государственные и патриотические позиции. Сегодня, как и тогда, такая позиция Царя и Президента категорически не устраивает Запад, который стремился и стремится уничтожить российскую государственную власть (николаевскую, путинскую).
Я убежден, что через Распутина (Машкова) авторы сериала предупреждают Владимира Путина: «Не надо «рыпаться» против Запада». Очевидна также ненависть авторов сериала и его заказчиков к любой русской государственной власти, независимо от исторического времени.
В сериале есть характерный эпизод, когда Распутин умоляет Николая II не вступать в войну с Германией и ее союзниками. Он говорит, что народ едва начал жить хорошо, к Богу пришел. И если царь начнет войну, то все русские штыки повернутся против него, а его самого убьют. Очевидно, что реальный Григорий Распутин не мог говорить таким языком. В этих словах Распутина (Машкова) слышатся современные картавые либеральные интонации.

Боже, Царя храни!

112
Нынешние российские либералы вместе со своими заокеанскими хозяевами предупреждают Владимира Путина о неизбежности российского майдана и физической расправе над Президентом, если тот не откажется от своей конфронтации с Западом, от своей «первой мировой войны».
В конце сериала есть очень знаковый момент. Во дворец к уже свергнутому императору Николаю II приходит следователь, занимавшийся «делом Распутина» по заданию Керенского, и спрашивает царя, мог ли он предотвратить убийство Григория Распутина?
Как расценить такой вопрос? Только как гнусный намек на то, что Николай II и сам был причастен к убийству «старца Григория», т.е. к убийству русского народа, который в сериале однозначно символизируется Распутиным (Машковым). На вопрос Керенского, кто такой Распутин, следователь отвечает: «Русский человек».
116
И получается, как ни крути, что главная мысль сериала «Григория Р.» следующая: не послушался царь народного гласа – и сам был убит, и русский народ погубил.
Создатели сериала словно говорят: «Владимир Владимирович, Вы – патриот, все последнее время вещающий о русском народе, русской национальной идее, о русскости вообще. Мы поняли и приняли Ваш заказ на русскую тему. Так получите наш продукт, господин Президент, и хорошенько подумайте, как поступать дальше».
А ведь это Первый федеральный канал, который по своему статусу обязан верой и правдой служить «Царю и Отечеству»!
Священник Александр Шумский, член Союза писателей России
    Print       Email

1 Comment

  1. Было бы здорово начать дискуссию об исторической достоверности фильма и его целях. Но у автора статьи как-то очень ясно видно желание запретить всё: и фильм и историческую достоверность и авторов.

    Так нельзя! Хотите спорить, — разрешите это другим. В той истории неправы были все: царь возомнил себя великим полководцем, Распутин видел себя не иначе как государственным деятелем, никем не признанным, Керенский был «спасителем России». Ну а большевики возомнили себя «всем», как и следует из их гимна.

    Глупо, если фильм получился о мудром старце. Человек сделал максимум для дискредитации царской власти. По которой теперь многие ностальгируют. Зачем делать его положительным героем? Опасно это, как опасно и отношение церкви к последнему царю.

    Царь у Православной церкви назначен «святым». Если только «святым мучеником», — тут все согласятся. Но Николай, который начал бессмысленную войну на уничтожение миллионов, — правитель бездарный и термин «святой» к такому правлению совершенно нельзя применить. Своей глупостью и безволием Николай дискредитировал самодержавие ещё больше Распутина.

    В общем, в статье мне кажется некорректным сравнение Путина и Николая II. Слишком разные по качеству фигуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Об осуждении

    Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу
     
    Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.
     
    Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

     
    Архимандрит Ефрем Святогорец

  • Мудрость Афона

    Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

    Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

    Многими скорбями мы спасемся, чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.


    старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

    Старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

  • Мета

You might also like...

07

Великорецкий крестный ход 180 км.

Read More →