Loading...
You are here:  Home  >  новые публикации  >  Current Article

Бедные, богатые и нищие Христовы.

By   /  30.11.2014  /  No Comments

    Print       Email

Человек по своей природе стремится к благополучию и комфорту. И когда в жизни наступает период испытаний или лишений, мы падаем духом и закрываемся в своем горе. Подвижниками в наше времени стать не просто, но без страданий или лишений зачастую дорогу к Богу просто не найти. В этой жизни мы делимся на бедных и богатых, но на Суде Божием мы будем разделены по расположению души. Будут и богатые в Небесном Царстве, служившие своим богатством Христу и ближним; будут и нищие среди осужденных, ленивые, завистливые и жадные. 1

Святые бессеребреники

Христианская Церковь прославлена подвигом святых мучеников, бессребреников и преподобных. В своем вольном страдании, проливая кровь, пот и слезы, они очистились от греховных страстей и вошли в вечный покой Небесного Царства.

Святые стали солью земли и светом для нас, блуждающих во тьме.

Но в этом мире есть и невольные подвижники — бедные и нищие (бессребреники). Они могут стать святыми, если страдают благодушно, без ропота. Пример такого больного и нищего- это Лазарь, который, мучаясь от своих болезней, лежал у ворот богача (Лк. 16:19-31). Лазарь не знал Христова благовестия, не участвовал в церковных Таинствах, его добродетелью было благодушное перенесение страданий.

Святая Русь М.Нестерова, называется 1901–1905г.

Святая Русь М.Нестеров 1901–1905г.

Святые отцы говорили, что после великих подвижников первых веков подвиги следующих поколений будут в два раза меньше. После них будут подвижники, чьи подвиги еще более уменьшатся, а в конце времен христиане уже не будут совершать видимых подвигов, а будут спасаться благодушным перенесением скорбей. Но эта добродетель превзойдет добродетели великих подвижников.

Большинство из нас не страдают от физических недугов и достаточно обеспечены. Чтобы достичь той небесной радости, которая ожидает тех, кто страдает, мы можем разделить их боль, их нищету. Если мы подадим им даже стакан холодной воды, то уже не потеряем награды своей (Мф. 10:42). Если проявим милосердие и любовь, то это будет важнее всех форм благочестия — ибо Господь, повторяя слова пророка, говорит: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13).

Грехи, приобретая силу устойчивых навыков, становятся нашей второй природой и не дают нам быть любящими и добрыми, такими, какими нас сотворил Бог.

Видение своих грехов — обязательное условие спасения. Мы должны найти в себе главенствующую страсть и с ней бороться прежде всего

Крах банка В.Маковский 1881г

Крах банка В.Маковский 1881г

Богатство и сребролюбие. Каждому своя мера.

Но есть и такие распространенные страсти, которые становятся источником всего злого в человеке. Такой страстью является сребролюбие. «Сребролюбие есть и называется корень всем злым (1 Тим. 6:10), и оно действительно таково, ибо производит ненависть, хищения, зависть, разлучения, вражды, смущения, злопамятство, жестокость и убийства» (Лествица, слово 17:14).

Если монахам святые отцы рекомендуют начинать борьбу с чревоугодия, то людям, живущим в миру, — со сребролюбия. Противоположность сребролюбия — нестяжание.

У каждого своя мера, и мало кто может, буквально подражая святым, все раздать, уйти в монастырь или стать бездомным. Но нам надо каяться в том, что мы не всегда готовы поделиться с теми, у кого нет ничего, хотя сами получаем помощь от других, живем за счет других.

Возвращение из города А.Корзухин 1870-г

Возвращение из города А.Корзухин 1870г

«Презревший вещество избавился от словооправданий и прекословий; любостяжательный же за иглу готов состязаться до смерти» (Лествица, Слово 17:11)

Этими словами преподобный Иоанн Лествичник показывает, что страсть сребролюбия лишь оправдывает себя необходимостью попечения о насущных нуждах, на самом же деле является гибельным безумием.

Не все христиане призваны к иноческой жизни, к тому, чтобы раздать все свое имущество, но нужно не забывать слов апостола Павла, обращенных ко всем нам: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что … покупающие <должны быть> как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1 Кор 7:29-31).

Человек, обладающий добродетелью, может своим примером научить этой добродетели и других. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что он видел «нищих деньгами, которые, в сожительстве с нищими духом, обогатились духовно и забыли первую свою нищету» (Лествица, Слово 16: 9).

Когда мы помогаем нищим, больным, обиженным и оскорбленным, лишенным внимания и любви людям, мы можем и должны не только помочь им деньгами, пищей, дать им кров, помочь найти работу — но и научиться благодушно переносить скорби.

Мы знаем, что наша помощь иногда может рождать недовольство, зависть. Постоянная помощь может избаловать человека, сделать его тунеядцем и нахлебником, развратить его. И здесь важен пример, который должны являть христиане. Пример правильного отношения к материальным благам, к страданию и к скорбям.

Семья барышника за обеденным столом

Семья барышника за обеденным столом Э.Альсалу

Исполняя заповедь Христа, устремляясь к Небесному Царству, мы должны быть нищими духом, не связывая наш дух никакой привязанностью.

Рай на земле или духовная радость

И тогда, по слову Иоанна Лествичника, мы сможем обогатить и тех, кто нищ деньгами, кто страдает от бедности, чтобы они, приобщившись духовной радости, забыли свою нищету. Мы, будучи немощными, не можем явить все те богатства, которые открывает нам вера во Христа, но можем поделиться Христовой любовью. Он нам дарит Свою любовь, чтобы мы преумножили ее, отдавая тем, кто в ней нуждается.

Исполнение второй заповеди о любви к ближнему невозможно без борьбы со сребролюбием. Эта заповедь призывает нас любить, сострадать и сочувствовать всем, кто встречается на нашем жизненном пути. Не только членам своей кровной семьи или семьи духовной, своей конфессиональной общины, и не только тем, кому мы в силу профессионального долга обязаны помогать в свое рабочее время.

Наша задача не устроить рай на земле, а призвать к жизни с Богом в Небесном Царстве.

Посещение бедных В.Маковский 1874г

Посещение бедных В.Маковский 1874г.

Богатого человека чаще всего связывают с этим миром множество интересов и удовольствий. Если у него есть возможность порадовать себя вкусной едой, красивой одеждой, дорогим удобным автомобилем, для него часто меркнет духовная радость — самая главная ценность, которой может владеть нищий, не имеющий ни средств, ни желаний безмерно наслаждаться удовольствиями этого мира. И оказывается, что две эти радости – плотская и духовная — часто становятся взаимоисключающими.

«Христос Господь наш пришел к нам и, будучи богат, обнищал, чтобы нас обогатить; на земле странствовал, дабы нам отечество небесное возвратить; образ раба воспринял, будучи Господом, дабы в нас образ Божий возобновить; не имел, где голову приклонить, дабы нам дом Небесного Своего Отца открыть; нищим был на земле, дабы открыть нам небесные сокровища; грехи наши на Себя взял, чтобы подать нам правду Свою. Так Он отнимает от нас нищету нашу и подает богатство Свое», — писал святитель Тихон Задонский (Письмо 89). Господь обнищал, чтобы обогатить нас и даровать нам все богатства Небесного Царства: душевный мир, познание красоты и высокого смысла всего происходящего во вселенной, неизреченную духовную радость и главное сокровище — приобщение вечной любви.

Возлюбить Христову нищету можно только тем, кому хотя бы отчасти открыто богатство Христова Царства, и тому, кто узнал, что все блага мира — как горсточка гноя перед этим богатством. Исаак Сирин.

В семье купца А.Рябушкин. 1896 г.

В семье купца А.Рябушкин 1896 г.

Богатство же часто становится причиной погибели.

Богатый человек с развитым изысканным вкусом и постоянно растущими потребностями постепенно становится невосприимчив к страданиям других людей. Он не может сострадать чужому горю, не может почувствовать его как свое. Богатство, к которому прилепляется сердце, становится стеной, через которую невозможно почувствовать чужую боль; или даже если есть сочувствие горю других, все равно не хочется перелезать через эту стену, за которой богатый чувствует себя в безопасности.

Если мы хотим получить награду за наши малые усилия в делании добродетелей, мы должны, по слову Евангелия (Мф. 6:1-4), совершать их втайне. Блаженная Ксения прикрывала свой подвиг нищеты безумием, святитель Николай Чудотворец бросал мешки с деньгами в окна обедневшим людям под покровом ночи, святая праведная Иулиания Лазаревская втайне благотворила нуждающимся, раздавая свое богатство.

В подвиге Христовой нищеты мы призваны признать свое убожество, чтобы обогатиться не своим богатством Царства Божия. Обнищать земным, чтобы обогатиться небесным. Отказаться от ограниченности и испорченности своего «я», чтобы приобщиться к полноте бытия, к Богу, Всесвятому и Всесовершенному.

Одни призываются Богом к нищете духом из бедности, от материальной нищеты; другие — от обеспеченной жизни. Но все мы должны, как нищие просят милостыню, просить и умолять Бога о милости. Без Его помощи мы не сможем сделать ничего доброго.

Мы называем себя христианами, нам открыта тайна Христовой нищеты. Мы приобщаемся этой тайне, читая Евангелие, причащаясь Святых Таин Тела и Крови Христовых. Подвиг жизни во Христе должен являть эту тайну в мире, который стремится к богатству и удовольствиям.

Господь призывает всех — и богатых деньгами, и бедных — к подвигу Христовой нищеты и к богатству Небесного Царства.

 

Источник: Патриархия

    Print       Email

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Об осуждении

    Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу
     
    Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.
     
    Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

     
    Архимандрит Ефрем Святогорец

  • Мудрость Афона

    Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

    Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

    Многими скорбями мы спасемся, чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.


    старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

    Старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

  • Мета

You might also like...

07

Великорецкий крестный ход 180 км.

Read More →