Loading...
You are here:  Home  >  новые публикации  >  Current Article

Люди, которые злословят о Церкви, — не являются ее членами. Они соседи по лестничной площадке.

By   /  18.12.2014  /  No Comments

    Print       Email

Отец четырех дочек и 19 внуков, епископ Пантелеимон глава Синодального отдела по благотворительности рассказал о возвращении нашего общества к милосердию и о том, почему нельзя не помогать несчастным. 

Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский (Шатов Аркадий Викторович), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Председатель синодального отдела по церковной благотворительности, духовник Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, духовник православной службы помощи «Милосердие». Организовал церковную помощь пострадавшим от пожаров 2010 года, от наводнения в Крымске в 2012 году, от наводнения на Дальнем Востоке в 2013 году, беженцам из Украины в 2014 году.

Свято-Димитриевский детский дом. Епископ Пантелеимон, преподаватели и воспитатели, выпускницы и воспитанницы

Свято-Димитриевский детский дом. Епископ Пантелеимон, преподаватели и воспитатели, выпускницы и воспитанницы

У православной службы помощи «Милосердие» в Москве три детских дома. Все они семейного типа. Вы думаете, жизнь в таком детском доме может решить проблемы сирот?

Хорошие детские дома не могут заменить семью. Меняется директор или воспитатель — это трагедия, это похоже на смерть родителей или их отказ от ребенка. В детском доме семейного типа, конечно, лучше, чем в обычном детдоме. Мы стараемся найти семью каждому воспитаннику. С ним занимаются, он является членом церковно-приходской общины, его воспитывают в строгих нравственных правилах, он выходит за ворота детского дома, социализируется, помогает другим. Но детдом есть детдом.

У православной службы помощи «Милосердие» в Москве три детских дома. Все они семейного типа. Вы следите за их судьбами потом, после выпуска?

Мы регулярно встречаемся с выпускниками и стараемся их поддерживать. Сопровождение детей, уже ставших совершеннолетними, тоже важная часть решения проблемы. Но лучший вариант — находить семью, и мы работаем именно в этом направлении.

У нас есть девочки, выпускницы, которые сейчас являются многодетными матерями, женами священнослужителей.

В России не становится меньше социальных сирот. Чиновники принимают меры, а результат по-прежнему плохой — половина детей в сиротских учреждениях имеют родителей.

Да, это очень плохо. Все это говорит о нравственном состоянии нашего общества. Многие из нас утратили традиции, которые были в стране еще в 19-м веке. За 20-й век войн, гонений, борьбы с верой утрачено очень много из того хорошего, что делало нас сильными, добрыми, милосердными.

Многие люди не знают Христа и не знают, зачем они живут на земле.

Но на западе инвалидов усыновляют, а у нас все еще нет. Американцы берут детей с синдромом Дауна, а у нас это делают единицы, герои.

Вот вы говорите про Америку. Америка не пережила тех изменений, которые пережили мы. У нашей истории был сломан хребет в первой половине 20-го века. Отказ от веры, от своих корней, борьба с инакомыслием, репрессии привели к страшной катастрофе. Но то, что детей-инвалидов не хотят брать в семьи, вызвано не только нравственными причинами, но и экономическими трудностями.  У нас пока еще плохая инфраструктура: не хватает детских садов для детей-инвалидов, нет нормальной социальной, реабилитационной поддержки.

Удивительно, но если ребенок находится в московском детском доме, на него тратится больше 100 тыс. руб. в месяц, а если он попадает в семью, то семья получает значительно меньше денег.

Но в той же Америке разные христианские общины призывают своих прихожан усыновлять детей, и там в семьи забирают тяжелейших детей. В России нет такой активной миссионерской деятельности в этом направлении. Почему Церковь так не активна в призывах усыновлять детей?

Патриарх Кирилл с 9-летней девочкой Милой Щёлоковой, написавшей письмо Предстоятелю Русской Церкви.

Патриарх Кирилл с 9-летней девочкой Милой Щёлоковой, написавшей письмо, с просьбой найти родителей.

Святейший Патриарх Кирилл несколько раз обращался с призывом усыновлять детей. По его благословению и с его помощью мы недавно нашли родителей для ребенка-инвалида. Но не каждому человеку можно рекомендовать взять приемного ребенка, поэтому священники всегда в таких вопросах проявляют осторожность. Усыновить такого ребенка — трудный подвиг. И не все способны к такому подвигу. К совершению подвига людей нужно готовить, и таким людям нужно помогать, и это должны делать и Церковь, и общество вместе, и тогда этот подвиг будет посильным для человека.

В последние годы растут масштабы церковной благотворительности. Православная служба помощи «Милосердие», которую вы курируете, тоже расширяет свою деятельность. С чем связан интерес к благотворительности в Церкви? Ведь еще лет десять назад всего этого не было.

Вообще социальное служение всегда было присуще Церкви. Но за время гонений эта деятельность была сведена к каким-то тайным проявлениям. А в том, что церковная благотворительность так возродилась за последние 10 лет, есть, конечно, большая заслуга нашего Патриарха Кирилла. Одним из первых документов, который был принят на Архиерейском Соборе при новом Патриархе, был документ о социальном служении. Я помню слова Святейшего, сказанные сразу после его избрания:

«Церковь научилась говорить на языке богатых, теперь она должна научиться говорить на языке бедных».

Курсы повышения квалификации "Организация социальной работы на приходе"

Курсы повышения квалификации «Организация социальной работы на приходе»

В 2010 году в каждом крупном приходе по указанию Патриарха был назначен штатный социальный работник — это человек, который получает зарплату и профессионально занимается организацией благотворительной помощи, социальной работы. Был реорганизован Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению, были выделены на это деньги. Сейчас под руководством Его Святейшества оказывается всесторонняя церковная помощь беженцам из Украины.

Сейчас большинство благотворительных организаций испытывают трудности в поиске доноров. Служба помощи «Милосердие» существует и оказывает помощь на частные пожертвования. Как вы собираете деньги?

Раньше основная нагрузка по содержанию проектов социальных лежала на крупных жертвователях. Но во время кризиса 2008 года сократилось количество крупных спонсоров, и мы решили собирать понемногу от многих. Было создано общество друзей милосердия, члены которого жертвуют одну сотую часть своих доходов на дела милосердия. Сейчас это общество объединяет более 4,5 тыс.человек, и в октябре они собрали более 3,5 млн. рублей. Но этих средств уже не хватает.

Сейчас наш годовой дефицит превышает 50 млн руб, а  ведь от этого зависит судьба тех, кому мы помогаем — детей-инвалидов, пожилых, тяжелобольных людей, бездомных, беременных и матерей в кризисной ситуации.

Конечно, периодически нам удается выигрывать разные гранты, которые дает государство и государственные фонды. Но мы бы, конечно, хотели, чтобы помощь государства заключалась не только в грантах, которые мы получаем время от времени. Мы бы хотели, чтобы это была постоянная поддержка, как это делается в Германии, например.

Вы имеете в виду поддержку государством Церкви?

Я имею в виду не поддержку государством Церкви, а финансирование социальной деятельности. Выделение части бюджетных средств на успешно работающие общественные и церковные социальные проекты. Во многих развитых странах поддерживаются социальные проекты, которые создаются церковными и общественными организациями. И они получают постоянное финансирование.

Сейчас в России деньги государства в основном направляются на финансирование государственных социальных учреждений.

blagotvoritelnost_595

А мы считаем, что нужно расширять поддержку социально-ориентированных НКО, в том числе и церковных. Это позволит обеспечить человеку больше индивидуального внимания и личной заботы, которые он может получить только в частных небольших социальных учреждениях.

Многие верующие люди считают, что соцсети это зло. Но многие благотворительные проекты развиваются через соцсети. Людям жизни спасают через соцсети. Так зло это или добро?

Я скажу так. Часто социальные сети являются злом. Но раз уж люди попали в эту сеть, можно и там помочь им делать добро, распространяя в этой сети информацию о необходимости добрых дел. Всякая вещь может быть использована и во благо, и во зло.

То есть, сами по себе эти технологии не являются ни добром, ни злом, они могут использоваться человеком и во благо, и во зло.

А вообще это правильно, что Церковь получает гранты на благотворительность от государства? Разве в зарубежной Церкви  это делается?

Есть религиозные организации, которые не занимаются сбором средств и социальной работы не ведут. Например, орден францисканцев в Америке вообще принципиально не берет помощь от государства. Некоторые католические ордена принципиально не принимают регулярную помощь от жертвователей — а принимают только разовую помощь. А мы пока и с государством сотрудничаем, и надеемся на регулярную помощь наших жертвователей.

Но сотрудничая с государством, Церковь рискует превратиться в орудие государства.

Взаимоотношения Церкви с государством — особая тема. Эти вопросы были всегда: и в царской России, и в допетровский период. Особенно тяжелая ситуация складывалась в советское время. Однако сегодня Церковь свободна, как никогда. Такой свободы не было даже в 19 веке, потому что тогда был обер-прокурор Синода, через которого император мог управлять церковной жизнью, а патриарха не было. Сейчас дела обстоят иначе, и Церковь абсолютно свободна. Мы очень дорожим этой свободой и не собираемся от нее отказываться.

Чиновники понимают, что только свободная Церковь может помочь утвердить высокие нравственные ориентиры в душах людей.

03

Акция «Согреем детские сердца» в Раменском благочинии. Многодетная семья Вадима и Валерии Гатиловых

Церковь вносит дух любви и сострадания в благотворительную деятельность, в том числе в те социальные проекты, которые делает государство.

Сотрудничество с государством совсем не значит подчинение. Мы бы это делали и без помощи государства. Но с его помощью мы большему количеству людей сможем помочь. И эта помощь необходима не только людям, а самому государству, обществу. Потому что, помогая, мы становимся другими и немножко меняем мир вокруг. Мы понимаем, что не сможем построить рай на земле и уничтожить страдание.

А люди часто говорят, что у РПЦ много денег, вот пусть и помогает всем нуждающимся.

А что значит много денег? Много — это сколько? До революции у церкви были земли, здания и считалось, что Церковь — очень богатая организация. Однако большевики, когда отобрали у Церкви ценности, поняли, что ошибались — они рассчитывали на большие суммы, которые на деле оказались мифом. Церковь живет на пожертвования людей. Ну да, есть сейчас у Церкви предприятие «Софрино». Но эти доходы не позволяют финансировать большие социальные проекты. В России есть крайне бедные приходы, в нищете живущие священники, есть архиереи в новых епархиях, которые живут совсем не так, как представляется многим.

У Церкви более 30 тыс. храмов, эти храмы нужно содержать, платить за свет, за воду, за отопление, обеспечивать зарплатой священников, певчих, нужно содержать семинаристов, заниматься издательской деятельностью, которая сегодня не приносит денег.

12

Благотворительный обед для пенсионеров и инвалидов города Бронницы в Екатерининском монастыре

Вы говорите, что требы можно совершать бесплатно, но в то же время в храмах берут за требы определенную сумму. Но как установить разумную грань, чтобы и людей эти таксы и сборы не шокировали, и храм мог выжить?

Мы, например, в нашем храме решили не назначать цену за свечи. Они лежали у нас в шкафчике, их брали за пожертвования. И можно было взять любую, опустив какие-то деньги. Вы знаете, что произошло? Самые толстые свечи мгновенно разбирали, опуская копейки, которые не могли даже компенсировать их себестоимость.

Наши современные люди пока еще не приучены жертвовать.

Не все понимают, что такое жертва на храм. Люди не задумываются о том, что храм надо содержать. А священнику нужно ведь платить зарплату. А если он живет в сельской местности, то ему необходим транспорт, нужно ездить на требы, в любое время могут его вызвать. Ведь один храм обычно бывает сразу на несколько деревень. Нужно платить хору — не всегда можно найти людей, которые будут петь бесплатно. А если пение в храме плохое, или его вовсе нет, то и молиться там труднее. Нужно платить сторожу. Покупка новых облачений, утвари церковной — все это стоит денег, и деньги на это никто не выделяет, их должен находить сам храм, сам священник.

Многие многодетные священники живут очень тяжело, они же не получают поддержку от государства

А как вы думаете, почему у общества такие высокие требования к священникам и Церкви?

Когда в семье есть какая-то проблема, есть какое-то несовершенство, в этой семье все равно любят этих людей, пытаясь исправить их недостатки не обличением и злословием, а состраданием, молитвой, помощью. И это совсем иное отношение, чем к семье, живущей в том же подъезде, но в другой квартире. К ней мы будем относиться строже и требовательнее.

Так вот люди, которые злословят о Церкви, — не являются ее членами. Они соседи по лестничной площадке. И для них недостатки членов Церкви — это недостатки чужих.

И они не пытаются исправить эти ошибки, не пытаются помочь. Им проще осудить. Тем людям, которые так яростно выступают против Церкви, я всегда говорю: ну люди добрые, приходите к нам, помогайте нам. Давайте вы тоже будете делать добрые дела бесплатно, помогать больным, участвовать в делах прихода, нам бы это очень помогло! Но большинство не хочет работать над этим, они хотят разоблачить и считают это достаточной мерой. С другой стороны, это очень хорошо, что общество применяет к Церкви такие высокие критерии, сохраняет веру в святость Церкви.

Но нужно понимать, что святость людей — это причастность Богу, а не абсолютное совершенство.

11

Католик Марио Пецци – итальянский священник, который является одним из основателей Пути. «Основная проблема в браке: муж любит жену только до тех пор, пока она его любит в ответ, и поэтому брак так часто разрушается».

Считается, что если священник совершил грубый проступок, его должны уволить. Он ездит на дорогих машинах, а его не увольняют. Вот эти дорогие машины — самое распространенное обвинение в адрес священников.

Если человек совершает тяжелый проступок, он, конечно, не может быть священником. За мое управление викариатством Святейший Патриарх запретил в служении двух священников. Но нельзя забывать, что священник — это всего лишь человек, со всеми достоинствами и недостатками. Тут вот в чем проблема. Когда люди приходят в церковь, они думают, что в церкви все — образец совершенства. И если какие-то люди в этой церкви не абсолютно святы, бескорыстны и совершенны, то человек думает, что в Церкви все плохо, и она не достойна быть Церковью. Но надо помнить, что Церковь здесь на земле – это не собрание святых, это собрание кающихся грешников, стремящихся к святости.

Когда мы приходим в церковь, мы на людей вокруг нас должны смотреть, как на наших сотоварищей по учебе. Кто-то знает больше и может подсказать, как решить ту или иную жизненную задачу. А у какого-то бедолаги, по видимости, получается хуже, чем у нас. Но не потому, что он хуже нас сам по себе, а может быть, потому, что он сирота, может жизнь так сложилась, а может наследственность. А может быть просто устал или болен. Мы все в Церкви являемся учениками Христа. Епископы, священники, миряне, — все братья и сестры.

4

Патриарх наш как-то сказал замечательные слова о том, что на суде Божьем, может быть, Патриарху придется просить какую-нибудь уборщицу из храма: «Тетя Маша, ты уж помолись там за меня перед Господом». Мы должны быть снисходительны друг к другу. И не осуждать. Осуждение — это то, что мешает спасению. И если человек осуждает других, значит, он не на том пути находится. На ложном пути.

А как тогда бороться со злом, если нельзя его осуждать и обличать?

Нельзя закрывать глаза на зло, которое есть в мире, и непременно нужно пытаться его исправить, но нужно делать это молитвой, любовью, добрыми делами, а не злобой и осуждением. В Церкви есть инструменты самоочищения, действуют правила, по которым не только можно, но и нужно обличать волков в овечьей шкуре. Но процесс очищения, как и в человеческом организме, не должен происходить нарочито публично.

Современный мир слишком много внимания уделяет действующему в мире злу. Часто через это зло не уменьшается, а умножается. Маленькие дети в начальной школе в большинстве даже считают, что зла в мире больше, чем добра. Нужно с пеленок, с детского сада учить детей побеждать зло добром.

Я иногда в сети читаю такие вопросы: «Почему я должен помогать какому-то благотворительному проекту, старику, ребенку, если это обязанность государства? Ведь я работаю, плачу налоги». 

Я не думаю, что мир — театр, как считал Шекспир. На самом деле этот мир похож на больницу. И в этом мире одни богаты, здоровы, счастливы, а другие больны, бедны, страдают. И, как в больнице, все люди, живущие в мире, делятся на две категории. Категория здоровых, богатых и счастливых — это не просто люди, которым достался счастливый билет, нет. Это люди, которые призваны помогать другим. И помогать другим должно не только государство, но и все гражданское общество. Если ты здоров, ты должен помогать больным. Если ты богат, ты должен помогать бедным. Если ты счастлив, ты должен помогать несчастным и хотя бы немного скрасить страдания другого. Если этого не делать, то теряется смысл жизни на земле.

Чулпан Хаматова, соучредитель фонда «Подари жизнь»

Чулпан Хаматова, соучредитель фонда «Подари жизнь»

Есть два пути для двух этих категорий — если ты несчастен и болен, то ты должен научиться переносить эти испытания благодушно, понимать смысл попущенного Богом на земле страдания; а если ты здоров и богат, то ты должен помогать тем, кто несчастен и беден.

Если человек не идет ни по одному из этих путей, он или начинает унывать и завидовать, или живет только для себя и кончит плохо, останется в одиночестве. Люди должны помогать друг другу. Это обязательное условие жизни на земле. Без этого человек не будет человеком, не познает главную радость любви, ему не будут прощены его грехи, которые есть у каждого. Потому что грехи прощаются тем, кто несет немощи других людей.

Но ваша схема не дает ответа на вопрос, почему же должны страдать те, кому суждено родиться несчастным, больным и бедным. Вот почему должен страдать ребенок?

Это то, что вообще невозможно понять, если считать, что жизнь оканчивается со смертью. Вообще причиной страданий в мире является первородный грех: человек сам впустил в этот мир страдание. Сам, своей свободной волей, выбрал отступление от Бога, и в мир вошли грех, зло, страдание, смерть. Мы видим, что, к сожалению, на детях сказываются последствия родительских грехов. Если отец промотал состояние, то ребенок рождается в нищете со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если у родителей была наследственная болезнь, то ребенок тоже рождается с этой наследственной болезнью. Это особенность человечества. С одной стороны, человек получает какие-то дурные наклонности родителей, с другой — получает родительские таланты и хорошие качества.

Но ведь те, кто несчастен и болен, страдают больше, разве это справедливо?

Если все будут одинаково страдать, на земле будет ад, потому что никто не сможет никому помочь. Но Бог попускает кому-то больше страданий, кому-то меньше, чтобы мы могли помогать другим. Если человек этого не делает, он живет неправильно и не понимает смысла страданий на земле.

14

Если ты здоров — помогай тому, кто болен; богат — тому, кто беден; если у тебя есть руки — тому, у кого нет рук; если есть глаза — тому, у кого нет глаз. Своим талантом мы должны помогать другим. Поэтому так неравномерно распределяется страдание, но участвовать в страдании другого должны все. Один страдает, потому что ему плохо. Другой страдает, потому что плохо другому — то есть, сострадает. И неизвестно, что тяжелее и кому труднее – ребенку больному или его матери, которая ему сострадает. И то, и другое есть подвиг.

«Телевидение для многих людей является злом»

Не могу не спросить вас о роли телевидения в общественной жизни. Многие верующие телевизор не смотрят и детям не разрешают, считая, что телевизор это зло. А надо ли Церкви бороться с таким злом?

Конечно, телевидение для многих людей является злом, как и ленты новостей. Они так составлены и так пишутся, что провоцируют человека на уныние, злость, желание отомстить. И опасно людям в этом жить, если они не помнят о том добром, что в мире есть и для чего он создан.

А вы смотрите?

Я телевизор не смотрю. Я знаю о том, что происходит в мире, но телевизор не смотрю.

17

Беженцы с Украины

Синодальный отдел оказывает помощь беженцам с юго-востока Украины. О каких цифрах речь?

Сейчас ежедневно в наш центр помощи беженцам в Новокосино приходит 130–140 человек. В центре оборудован склад по типу бесплатного магазина, где каждый беженец может выбрать одежду, обувь, теплые вещи, есть примерочная. Оказывается помощь в поисках жилья, трудоустройстве, покупке билетов. Работает сарафанное радио, информация о центре в Новокосино распространяется быстро.

В Москве был организован общецерковный штаб помощи беженцам и открыта горячая линия. В первую очередь, мы помогаем наиболее уязвимым категориям беженцев: многодетным, инвалидам, пожилым, одиноким матерям.

В большинстве епархий тоже оказывают помощь. Нам известно, что в разных регионах в церковных учреждениях и у себя дома священники и прихожане приняли примерно 2 тыс. беженцев. Самая активная работа по оказанию помощи велась в Ростовской области, которая приняла наибольшее число беженцев. Только с одного церковного склада в Ростове-на-Дону беженцам передали больше 800 тонн гуманитарной помощи. К сожалению, количество беженцев не сокращается, и сейчас многие бегут, опасаясь, что не переживут зиму.

Любая война — это способ для мерзавцев и подлецов нажиться, использовать несчастных людей, оказавшихся в безвыходной ситуации. Каждая такая ситуация выявляет устроение души человека. Но, слава Богу, что большинство людей все-таки старается помочь.

У службы помощи «Милосердие» есть проект помощи бездомным. Прошлой зимой специальный автобус собирал людей на улицах, вез их в центр помощи, там они мылись, грелись, получали еду. Но это капля в море, людей бездомных на улицах не становится меньше. Можно вернуть в нормальную жизнь человека, ставшего бомжем?

Проблема в том, что у нас в стране нет реабилитации для бездомных, мы еще не дошли до этого. Здесь есть объективные причины — нашей стране было не до того, у нас были смены курса, перестройка, мы только недавно начали заниматься помощью больным детям, инвалидам, старикам. Я думаю, такое время придет и такой реабилитацией нужно заниматься. Это очень сложная задача. Сегодня Церковь работает над тем, чтобы изменить отношение общества к бездомным как к отверженной категории населения.

У нас задействованы более 100 социальных служб, помогающих бездомным, открыт 61 церковный приют. И хотя некоторые люди возвращаются в общество, полноценная реабилитация бездомных в России толком не началась.

16

В современном мире применяются следующие виды казни: отсечение головы (Саудовская Аравия, Ирак), электрический стул (США), повешение (Египет, Япония, Иордания, Пакистан, Сингапур), расстрел (Беларусь, Китай, Сомали, Тайвань, Вьетнам, Узбекистан), смертельная инъекция (Китай, Гватемала, Филиппины, Таиланд, США), побивание камнями (Афганистан, Иран).

Недавно 80% граждан высказались за возвращение смертной казни. На молодежном форуме на Селигере вывесили портрет Сталина рядом с портретом Николая Второго. Вы как представитель Церкви, которая 70 лет подвергалась гонениям, как оцениваете эти тенденции?

Я думаю, что всем нам надо вернуться к Богу, и только в этом есть и спасение человека, и спасение народа. Порядок навести сверху невозможно. Порядок наводится каждым из нас – сначала в своей душе, а потом вокруг. Вот некоторые люди говорят: «Пусть Церковь помогает». Церковь сама по себе помочь не может. Может помочь Бог, обращение ко Христу. Нельзя позвать Церковь на помощь, оставаясь в стороне. Если ты сам станешь членом Церкви, если ты сам будешь пытаться помочь, то через тебя будет действовать Христос.

Строгость нужна, в первую очередь, по отношению к коррупции, которая пронизывает наше общество. Когда равноапостольный князь Владимир принял решение о принятии христианства, то он перестал наказывать преступников. К нему пришли епископы и сказали: так нельзя, надо следить за порядком. И он понял, что отмена наказания не решит проблемы. Отец Глеб Каледа, служивший тюремным священником в те времена, когда была смертная казнь, говорил, что иногда расстреливали не того человека, который совершил преступление, а другого — с той же фамилией. Мы не должны забывать, что после совершения самого тяжелого, страшного преступления человек может измениться, покаяться, стать другим. Вместе со строгостью нужна и любовь к тем, кто попал в беду и совершил ошибку.

Люди, которые сидят в наших исправительных учреждениях, не становятся лучше — мы делаем их рецидивистами. Это не исправительные учреждения, а карательные. Мы просто изолируем людей на какое-то время, жестоко с ними обращаемся, учим их стать изворотливее и не попасться в следующий раз. Надо пересмотреть и изменить саму систему так называемых «исправительных учреждений».

Ленин и Сталин в Горках. 1922 г.

Ленин и Сталин в Горках. 1922 г.

А что со Сталиным?

Я недавно был в Бутово, в день памяти одной замечательной женщины, мученицы Татьяны Гримблит, она работала фельдшером, деньги свои тратила на посылки заключенным архиереям, священникам, писала им письма. Архиереи благодарили ее, говорили, что она поддерживает их дух. Она была расстреляна в Бутово. И когда мы молились, диакон сказал: «Еще молимся о 370 убиенных в этот день». То есть, в один только день в Бутово было расстреляно 370 человек. Свалено в ров, закопано землей. А что делалось в лагерях? Людей морили голодом, непосильным трудом, отдавали на растерзание шпане, это же ад на земле был устроен этим человеком, портеры которого теперь поднимают на щит.

Говорят, что он смягчился к Церкви — но если бы он не смягчился, мы бы не выиграли в войне. Он понимал, что если фашисты открывают на оккупированной территории храмы, а он не открывает, верующие будут относиться к нему отрицательно. Кроме того, он понимал, что вера может объединить людей. Вспоминали прошлое, национальных героев, святых Дмитрия Донского, Александра Невского. Это было связано именно с тем, что надо было выиграть войну. Нам бы не помогли союзники. Это было условие помощи союзников в этой войне. С его стороны это был политический шаг, а не обращение к вере.

А Ленин? Свою собственную страну он растерзал, обрек на страшный 20-й век, лишил основы, положил начало всем бедам, страданиям, трагедиям, которые были в каждой семье. Лучшие люди среди интеллигенции, крестьян, казачества, духовенства, дворянства были уничтожены. Ну как можно его останки держать на главной площади столицы? Я понимаю, что есть политические причины, но это ужасно.

Почему Церковь не выступит инициатором такого процесса освобождения от тоталитаризма?

Церковь выступает инициатором процесса освобождения от греха и от зла. А тоталитаризм — это одно из проявлений этого зла.

Сегодня из России уезжает большое количество людей, напуганных тенденциями реконструкции Советского Союза. Общество расколото. События на Украине раскололи его на два враждующих лагеря. Даже благотворительность стала «своей» и «чужой». Есть способ объединить общество?

Всякое объединение вне Христа будет вести к деформации. Если объединение произошло не во имя добра, которое персонифицировано во Христе, то это объединение может быть причиной и гражданской войны, и всяких разногласий. Каких способов и примеров объединения нужно искать народу, который тысячу лет объединялся православной верой?

Вера во Христа сделала наш народ — народом, сохранила его во всех испытаниях. Отказ от нее стал началом нашего распада и деградации, но возвращение к ней может стать началом нашего возрождения.

Источник: Диакония

    Print       Email

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Об осуждении

    Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу
     
    Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.
     
    Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

     
    Архимандрит Ефрем Святогорец

  • Мудрость Афона

    Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

    Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

    Многими скорбями мы спасемся, чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.


    старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

    Старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

  • Мета

You might also like...

07

Великорецкий крестный ход 180 км.

Read More →