Loading...
You are here:  Home  >  дайджест сми  >  Current Article

Можно ли христианам праздновать Новый год?

By   /  09.01.2015  /  No Comments

    Print       Email

Митрополит Иларион обсудил с телеведущим Александром Архангельским, можно ли христианам праздновать Новый год, если он приходится на пост? Правильно ли поступают люди, которые не празднуют совсем? Возможен ли переход на новый календарный стиль, который позволит праздновать Рождество со всем миром? Митрополит привел пример Греческой церкви, где переход на новый стиль стал причиной раскола.

 

Митрополит Илларион

Митрополит Иларион. Митрополит Волоколамский, викарий Патриарха Московского.

Митрополит Иларион: Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим о Новом годе. У меня в гостях – литературовед, критик и телеведущий Александр Архангельский.

Александр Архангельский

Александр Архангельский. Литературовед, критик и телеведущий.

Что праздновать Рождество или Новый год?

А. Архангельский: Мы готовимся встречать Новый год. Но возникает двойственное чувство: с одной стороны это замечательный, радостный, светлый праздник, но в нашем советском детстве он во многом заменил собою Рождество. Все новогодние ёлки в советские годы украшались красными пятиконечными звездами. Совершенно ясно, что мы не думали о Рождестве, о посте, но какие-то лучи туда все равно сходились. Ёлка в доме – это же рождественская традиция.

После Нового года празднуется Рождество. У меня возникает странное чувство: что я праздную?

А как в дореволюционной России, где не было разрыва между религиозной традицией и светским обычаем, выходили из этого положения: праздновали Новый год или главным праздником было только Рождество?

Митрополит Иларион: Действительно, в дореволюционной России, насколько мне известно, никакого широкого празднования Нового года не было. Праздновали Рождество, которое предшествовало Новому году. Это было вполне логично, и новогоднее празднование вливалось в Рождественские святки. Но мы сейчас находимся в другой ситуации. У нас Новый год предшествует Рождеству и выпадает на Рождественский пост. Здесь у многих верующих возникает вопрос: а можно ли вообще праздновать Новый год, нужно ли праздновать?

Я принадлежу к тому поколению, которое действительно праздновало Новый год вместо Рождества, а потом, когда моя мама пришла к вере…

 Валерия Анатольевна Алфеева

Валерия Анатольевна Алфеева

А. Архангельский: Замечательная писательница ваша мама много написала о Православии.

Митрополит Иларион: Совершенно верно. Мама открыла для меня православную веру. Придя к вере, мы стали праздновать, конечно, Рождество как главный праздник, но и Новый год у нас все равно сохранился. Причем, по возможности, я старался, вне зависимости от того, где я жил и служил, а служить мне приходилось в разных странах, встречать Новый год дома. Новый год – это праздник семейный, семья у нас состоит из двух человек – я и мама,– поэтому я всегда старался на Новый год, по возможности, быть с мамой.

Я думаю, что если рассматривать Новый год как семейный праздник, то празднование его в таком контексте сохраняется в очень многих христианских семьях. Не вижу в этом ничего греховного, и ничего, по сути, противоречащего нашей христианской вере.

Как праздновать Новый год, если в семье постятся?

А. Архангельский: Есть христианские семьи, а есть семьи, где не все воцерковлены. Например, родители, далеки, а дети, наоборот, пришли в Церковь и воцерковились. Родители празднуют. Это финал, последний аккорд Рождественского поста.

Родители ставят на стол салат оливье, нарезку колбасы – привычные советские блюда. Как должен вести себя в этой ситуации христианин?

Митрополит Иларион: Есть разные модели поведения. Каждый человек может прислушаться к своей совести или спросить совета духовника. Есть верующие люди, которые участвуют в новогоднем празднике, но при этом соблюдают пост. Это не очень сложно. Тем более, если в семье знают, что этот человек верующий. Есть семьи, где празднуют Новый год, но при этом стол оказывается постным. Блюда подаются, допустим, только рыбные, но не мясные.

Вопрос праздничного застолья второстепенный, самое главное – это мир, который должен быть в семье.

Это мирный праздник, когда люди должны мириться, когда, в том числе и внутри семьи, должны восстанавливаться добрые взаимоотношения, которые, по тем или иным причинам, были нарушены в течение прошедшего года.

Мы в Новый год, прежде всего, благодарим Бога за все Его благодеяния, за все хорошее, что было в уходящем году, и просим, чтобы Он благословил наступающий год.

Вот почему в наше время практически во всех храмах именно в канун гражданского Нового года, то есть 31 декабря, совершается новогодний молебен.

Новогодний молебен. Фотограф Михаил Моисеев.

Новогодний молебен. Фотограф Михаил Моисеев.

Чем может обернуться переход на новый календарный стиль

А. Архангельский: Мы празднуем Рождество, и с этого начинается и новый мир, и та вселенная, в которой мы оказались, и наша эра, в которой мы живем, и вслед за этим – Новый год. А когда мы сначала празднуем Новый год, а потом Рождество, есть ли смысл пересчитать календарь? Имеет ли смысл так держаться за старый церковный календарь? Он же не имеет мистической природы. Это, скорее, уважение традиции. Или я не прав?

Митрополит Иларион: Существует не очень широко известный факт. Один раз в Русской Церкви уже был принят новый стиль – это было 15 октября 1923 года, когда Патриарх Тихон распорядился перейти на новый стиль. Но уже 8 ноября того же года это распоряжение было приостановлено по серьезным причинам. Прежде всего, в связи с тем, что церковный народ воспротивился этому нововведению, потому что новый стиль ассоциировался с революцией, с большевиками, с новым строем. Церковный народ не хотел, чтобы Церковь переходила на новый гражданский стиль. В других же Поместных Церквах решение перейти на новый стиль привело к расколу.

В Греции до сих пор существует весьма разветвленный старостильный раскол. У них есть свои епископы, свои монастыри, свои приходы. Помню, как, впервые приехав в Грецию, я сел в автобус (я был в монашеской одежде) и спросил водителя дорогу в какой-то храм. Водитель остановил автобус, и, оставив пассажиров, вышел вместе со мной, сел на лавку и стал говорить, что мне не надо идти в этот храм, ибо я должен идти в истинный храм. И стал давать мне адреса храмов старостильной церковной юрисдикции. Получилось, что из-за календаря произошел раскол Церкви. Нам этого совершенно не нужно.

А. Архангельский: Может ли православный христианин разделять радость встречи Рождества со своими католическими, протестантскими друзьями, не нарушая внутреннего мира с самим собой, со своей совестью? Например, человек оказался в новогодней поездке 24, 25 декабря, оказался в городе, где есть православный храм, но новостильный. Такие есть во Франции, в Англии. Может ли он участвовать в этой службе уже с полной отдачей, с полной включенностью, то есть не как с друзьями, а как с братьями и сестрами, здесь и сейчас?

25 декабря в соборе Святого Петра в Ватикане проходит Рождественское богослужение, которое проводит Папа Римский Бенедикт XVI

25 декабря в соборе Святого Петра в Ватикане проходит Рождественское богослужение, которое проводит Папа Римский Бенедикт XVI

Митрополит Иларион: В этом смысле у нас очень простой подход. В Православной Церкви фактически существуют два календаря: в некоторых Церквах принят новый стиль, в некоторых старый стиль, а в одной из Церквей – Финляндской – принят не только новый стиль, но еще и западная пасхалия.

Православный христианин может с чистой и спокойной совестью праздновать церковные праздники в тот день, когда они празднуются местной Церковью.

Приведу пример из личного опыта. В Русской Церкви тоже есть приходы, которые служат по новому стилю. Это приходы в некоторых западных странах, в частности, в Венгрии у нас большинство приходов служат по новому стилю. Они перешли на новый стиль еще и вошли в Московский Патриархат. Им было разрешено сохранить новый стиль. До сих пор там совершаются богослужения по новому стилю. Я был епископом одновременно в Австрии и в Венгрии.

В Вене я служил рождественскую службу 7 января, а в Будапеште 25 декабря. Для меня, епископа, это было очень удобно, потому что я мог быть со своей паствой на Рождество и в Венгрии, и в Австрии.

Закусить или заняться спортом?

А. Архангельский: Новый год для многих наших современников время, когда люди выпивают и закусывают, закусывают и выпивают. В промежутке, может быть, выползут, даже случайно заглянут в церковь, поставят свечку на Рождество и опять закусывают и выпивают. Людям нечем себя занять. Они себя занимают бесконечной едой и алкоголем.

Жители деревни Погост в Беларуси пьют водку во время традиционных колядок (древний языческий ритуал), а теперь – в Рождество и Новый Год.

Жители деревни Погост в Беларуси пьют водку во время традиционных колядок (древний языческий ритуал), а теперь – в Рождество и Новый Год.

Митрополит Иларион: Думаю, что это внутренняя проблема каждого человека. Кто-то в это время катается на лыжах, кто-то занимается другим спортом, но, конечно, самое неправильное времяпрепровождение – это проводить дни в пьянстве. Я не думаю, что отсутствие праздников или отсутствие каникул спасет человека, склонного к алкоголизму, от этого недуга.

Здесь просто речь идет либо о внутреннем выборе человека, как он хочет построить свою жизнь, ценит ли он свою жизнь, свое здоровье.

Нужны ли концерты в храме?

А. Архангельский: Как Вы относитесь к тому, что некоторые приходы прямо в храме между богослужениями, устраивают детские праздники или приезжает какой-то хор. Это благочестиво или некоторое нарушение традиции?

Митрополит Иларион: Я к этому отношусь хорошо, потому что, конечно, в идеале при каждом храме должны быть специальные помещения, где будут проводиться детские праздники, елки, концерты. Другое дело, что не все храмы обладают такими помещениями, и на приходе, где таких помещений нет, храм является тем пространством, где происходит все. Там происходят богослужения, там же крестят, венчают, отпевают; там же проходят концерты и детская елка.

Я считаю, что отсутствие на приходе помещений для внехрамовой деятельности, не должно служить оправданием для настоятеля. Каждый священник должен выстраивать внелитургическую жизнь своего прихода таким образом, чтобы она была активной, чтобы люди через нее приходили в Церковь.

8

Нам по-прежнему не хватает некоего пространства между Церковью и внешним миром, где человек невоцерковленный мог бы почувствовать себя уютно и комфортно; не участвуя напрямую в богослужении, но участвуя в некоторой приходской жизни, будь то воскресная школа, катехизические беседы или духовные концерты, он мог бы приобщаться к истинам христианской веры.

Настоящая жизнь христианина в делах, а не в ожиданиях

А. Архангельский: Когда мы вступаем в Новый год, несмотря на всю условность этого момента, жизнь наша все равно продолжается. Две точки – рождение и смерть, а внутри – литургический год, если человек – христианин, а все остальное внешнее.

Мы подводим итоги тому, что произошло в этот год. Часто мы предполагаем, что нас ждет в наступающем году. Не начинаем ли мы таким образом вмешиваться, навязывать провидению свою волю, подсказывать, как мы хотим, что считаем для себя лучше? Или просто надо принимать предстоящий год как должное, и ни о чем не гадать?

Митрополит Иларион: Господь учит нас полагаться на Его волю. В молитве «Отче наш» мы произносим слова, обращенные к Богу: «Да будет воля Твоя». Но, с другой стороны, это вовсе не означает, что Бог нас призывает к пассивной жизненной позиции и мы должны сидеть, сложа руки и ждать, что произойдет. Воля Божия заключается не в этом.

Господу угодно, чтобы мы были творцами своей судьбы, несли ответственность за будущее окружающего мира, делали людям добро и преодолевали те препятствия, которые возникают из-за действий дьявола или каких-то враждебных нам сил. Мы на это просим помощи у Бога.

Когда мы обращаемся к Богу в молитве, то разговариваем с Ним так же, как общаемся друг с другом. Если у нас есть близкий человек, мы с ним делимся всем, что у нас на душе: и радостями, и скорбями. Причем, не важно, может ли этот человек нам чем-то помочь. Нам гораздо важнее его сочувствие, то, что он просто может нас выслушать. Для нас важно поделиться с ним всем, что нас беспокоит и угнетает, и всем, что нас радует.

Именно так мы общаемся и с Богом, говорим Ему все, что у нас на сердце, на душе, а уже Бог принимает решение. Если мы чего-то хотим, то просим у Бога. Если мы что-то получили, мы Его благодарим.

Если мы просили и не получили, вот тогда мы должны со смирением сказать Господу: «Да будет воля Твоя», понимая, что Бог лучше нас знает, что нам нужно.

Источник: Митрополит Иларион

    Print       Email

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Об осуждении

    Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу
     
    Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.
     
    Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

     
    Архимандрит Ефрем Святогорец

  • Мудрость Афона

    Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

    Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

    Многими скорбями мы спасемся, чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.


    старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

    Старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

  • Мета

You might also like...

Бурлев 3

Катастрофа российского кинематографа

Read More →