Loading...
You are here:  Home  >  новые публикации  >  Current Article

10 заповедей ГУЛАГ. Павел Флоренский.

By   /  26.01.2015  /  1 Comment

    Print       Email

Священника и богослова Павла Флоренского называют вторым Леонардо. Флоренский известен как инициатор спасения святыни Троице-Сергиевой лавры — главы преподобного Сергия. Диапазон его научных интересов был фантастическим: математик, физик, изобретатель, филолог и философ, историк религий, поэт, знаток истории искусств. За него, арестованного по ложному обвинению, ходатайствовали многие светила науки, даже президент Чехословакии.

Павел Флоренский. 10 заповедей ГУЛАГ

Павел Флоренский. 10 заповедей ГУЛАГ

За полгода до расстрела Флоренский написал своей жене: «Жизненная задача – не в том, чтобы прожить без тревог, а в том, чтобы прожить достойно и не быть пустым местом и балластом своей страны…»

 

2
Павел Флоренский родился 9 января 1882 года в Закавказье. В 1899 году поступил на физико-математический факультет Московского университета, а в 1904 году — в Московскую Духовную Академию. В 1911 году принял священный сан. В 1928 году впервые был выслан, но вскоре освобождён. Сознательно отказался от эмиграции. В 1933 году был арестован и отправлен на Дальний Восток. В 1934 году переправлен на Соловки, где занимался проблемой добычи йода и агар-агара из морских водорослей и сделал ряд запатентованных научных открытий.
Отец Павел был расстрелян 8 декабря 1937 года. Его семья узнала правду лишь в 1989 году.
1

Отец Павел прежде всего удивительный отец, муж, сын. Знаменитое духовное завещание его пятерым детям было начато им ещё в 1917 году в предчувствии скорой катастрофы. Но основным памятником любви стали его письма родным из тюрем и лагерей.

«Это была последняя из созданных Павлом Флоренским наук — наука расставанья. И эта наука — самая понятная для всех нас. Она о том, как, находясь в разлуке с детьми, можно чувствовать их рост, влиять на их устремления, питать их ум и душу, имея в распоряжении лишь клочок бумаги, карандаш и любящее сердце». Публицист Д. Шеваров.

Духовное завещание детям из лагерей

1. Помните Господа

Самое главное, о чём я вообще прошу вас, — это чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним. Этим я говорю всё, что я имею сказать. Остальное — либо подробности, либо второстепенное. Но этого не забывайте никогда.

2. Не завидуйте

Мои милые, грех, который особенно тяжело было бы мне видеть в вас, это зависть. Не завидуйте, мои дорогие, никому. Не завидуйте, это измельчает дух и опошляет его. Если уж очень захочется что-то иметь, то добывайте и просите у Бога, чтобы было желаемое у вас. Но только не завидуйте. Мещанство душевное, мелочность, дерзкие сплетни, злоба, интриги — всё это от зависти. Вы же не завидуйте, утешьте меня, а я буду с вами, и сколько можно мне будет, буду молить Господа о помощи вам.

3. Не судите

Не осуждайте, не судите старших себя, не пересуживайте, старайтесь покрывать грех и не замечать его. Говорите себе: «Кто я, чтобы судить, и знаю ли я внутренние побуждения, чтобы осуждать?»
Осуждение рождается большею частию из зависти и есть мерзость.
Воздавайте каждому должное почтение, не заискивайте, не унижайтесь, но и не судите дел, которые вам не вручены Богом. Смотрите на своё собственное дело, старайтесь сделать его возможно лучше, и делайте всё, что делаете, не для других, а для себя самих, для своей души, стараясь из всего извлечь себе пользу, назидание, питание души, чтобы ни одна минута вашей жизни не утекала мимо вас без значения и содержания.

4. Не делайте ничего кое-как

Привыкайте, приучайте себя всё, что бы ни делали вы, делать отчётливо, с изяществом, расчленённо; не смазывайте своей деятельности, не делайте ничего безвкусного, кое-как.
Помните, в «кое-как» можно потерять всю жизнь.
И напротив, в отчётливом, ритмическом делании даже вещей и дел не первой важности можно открыть для себя многое, что послужит вам впоследствии самым глубоким, может быть, источником нового творчества.

5. Не мысли небрежно

Кто делает кое-как, тот и говорить научается кое-как, а неряшливое слово, смазанное, не прочеканенное, вовлекает в эту неотчётливость и мысль. Детки мои милые, не дозволяйте себе мыслить небрежно.
Мысль — Божий дар и требует ухода за собой.
Быть отчётливым и отчётным в своей мысли — это залог духовной свободы и радости мысли.

6.  Оставайтесь наедине с небом

Давно хочется мне записать: почаще смотрите на звёзды. Когда будет на душе плохо, смотрите на звёзды или на лазурь днём. Когда грустно, когда вас обидят, когда что не будет удаваться, когда придёт на вас душевная буря — выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом. Тогда душа успокоится.

7. Избегай праздника

Праздник есть праздник, против него нельзя возражать, но вредно и ложно искать постоянного праздника и подменять им будни.
Но, забывая о буднях или не желая знать их, человек остаётся несытым и неудовлетворённым. Ошибка многих!
Только в тиши мирной будничной работы можно найти себя самого и своё удовлетворение.

8. Семья не гостиница

Товарищеская среда потому перетягивает к себе всё внимание, что товарищеские отношения, в сущности, безответственны: каждый отвечает сам за себя и каждый занят своими интересами. Поэтому в ней легко.
Но эта лёгкость есть лёгкость пустоты, а подлинное требует усилия, работы и несёт ответственность…
Того, что может дать родной дом, не даст потом никто и ничто, но надо заработать это, надо самой быть внимательной к дому, а не жить в нём как в гостинице.

9. Подвиг в жизни

Всё проходит, но всё остаётся. Это моё самое заветное ощущение, что ничего не уходит совсем, ничего не пропадает, а где-то и как-то хранится. Ценность пребывает, хотя мы и перестаём воспринимать её.
И подвиги, хотя бы о них все забыли, пребывают как-то и дают свои плоды.
Вот поэтому-то, хоть и жаль прошлого, но есть живое ощущение его вечности. С ним не навеки распрощался, а лишь временно. Без этого жизнь стала бы бессмысленной и пустою.

10. Живи настоящим

Надо уметь жить и пользоваться жизнью, опираясь на то, что есть в данный момент, а не обижаясь на то, чего нет. Ведь времени, потерянного на недовольство, никто и ничто не вернёт.
5
 
Одна из духовных его дочерей Т.А.Шауфус, ставшая секретарем президента Чехословакии Томаша Масарика и умершая уже 1986 году в Америке, обратилась через президента Чехии с просьбой выезда отца Павла из СССР. Разрешение на выезд было получено, при этом позволено было эмигрировать со всей семьей, но отец Павел отказался, и отказался дважды. На первое предложение он отозвался, ссылаясь на слова апостола Павла, что надо довольствоваться тем, что есть (Фил 4:11). А во второй раз он просто попросил прекратить какие-либо хлопоты, касающиеся выезда.

Предание семьи Флоренских о сохранении главы преподобного Сергия

Вскрытие мощей Сергия Радонежского

Вскрытие мощей Сергия Радонежского

В журнале «Наука и религия» (№ 6, июнь 1998 года) О.Газизова опубликовала интервью с Павлом Васильевичем Флоренским, известным учёным и внуком священника Павла Флоренского. П. В. Флоренский рассказал семейное предание о том, как в Лазареву субботу 1919 года (согласно официальному советскому изданию «Революция и церковь», вскрытие мощей преподобного Сергия происходило поздно вечером накануне, в пятницу 11 апреля 1919 года).

Отцу Павлу Флоренскому стало известно о готовящемся властями вскрытии мощей преподобного Сергия, которое должно было состояться перед Пасхой. Дальнейшая сохранность мощей оказалась под большой угрозой.

По словам П. В. Флоренского, вскоре в Троице-Сергиевой лавре состоялось тайное совещание, в котором приняли участие отец Павел Флоренский, наместник Лавры отец Кронид, Ю. А. Олсуфьев, член Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры. Участники совещания тайно проникли в Троицкий собор, где, прочитав молитву у раки с мощами Преподобного, отделили с помощью копия главу святого, которую заменили головой погребённого в лавре князя Трубецкого.

Главу преподобного Сергия Радонежского временно поместили в ризнице. Вскоре граф Олсуфьев переместил Главу в дубовый ковчег и перенёс к себе домой (Сергиев Посад, улица Валовая). В 1928 году, Олсуфьев, опасаясь ареста, закопал ковчег у себя в саду.

Вскрытие мощей Сергия Радонежского

Вскрытие мощей Сергия Радонежского

В 1933 году после ареста отца Павла Флоренского граф Ю. А. Олсуфьев бежал в Нижний Новгород, где посвятил в эту историю Павла Александровича Голубцова (будущего владыку Сергия — епископа Новгородского и Старорусского). П. А. Голубцову удалось переместить ковчег с главой преподобного Сергия из сада графа Олсуфьева в окрестности Николо-Угрешского монастыря под Москвой, где ковчег находился до окончания Великой Отечественной войны. Вернувшись с фронта, П. А. Голубцов передал ковчег Екатерине Павловне Васильчиковой (приёмной дочери графа Олсуфьева), которая и стала последней хранительницей святыни.

В 1946 году, когда была вновь открыта Троице-Сергиева лавра, а мощи преподобного Сергия были возвращены монастырю, Е. П. Васильчикова тайно возвратила главу Сергия патриарху Алексию I, который благословил возвратить её на место, в раку.

По семейному преданию Флоренских отец Павел сделал записи на греческом языке о своём участии во всей этой истории. Однако никаких письменных свидетельств в его архивах найдено не было.

«Письма с Дальнего Востока и Соловков»
Источник: Третий Рим    Правера
    Print       Email

1 Comment

  1. Псевдо-Ермолай-Еразм:

    Между прочим, о.Павел в 1922 году, когда уходили «философские пароходы», очень по-современному писал о состоянии науки двадцатых годов, как будто и не было его «Столпа и утверждения истины» .Эта оценка вполне соответствует и оценке В.И.Ленина («новейшая научная революция в естествознании»), и концепции научной революции, разработанной в более поздний период передовыми философами-марксистами (Б.М.Кедровым и др.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Об осуждении

    Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу
     
    Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.
     
    Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

     
    Архимандрит Ефрем Святогорец

  • Мудрость Афона

    Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

    Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

    Многими скорбями мы спасемся, чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.


    старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

    Старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

  • Мета

You might also like...

Папа

Сколько стоит папская сутана?

Read More →