Loading...
You are here:  Home  >  новые публикации  >  Current Article

Неделя о блудном сыне и Путь к покаянию

By   /  11.02.2015  /  No Comments

    Print       Email

Неделя о блудном сыне второе из четырёх воскресений подготовки к Великому посту. Притча о блудном сыне — это вовсе не притча об отдельном грехе. В ней раскрывается сама природа греха во всей его разрушительной силе. В ней человек изображен в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога и оставляет Его, чтобы следовать собственным путем в «землю чуждую», где надеется найти полноту, преизбыток жизни. Притча описывает медленное начало, и победоносное завершение пути обратно в отчий дом, когда он, в сокрушении сердца, избирает послушание (Митрополит Антоний Сурожский).

Пьер Пюви де Шаванн. Блудный сын. 1872

Пьер Пюви де Шаванн. Блудный сын. 1872

Покаяние, которое начинается в исповеди, это возвращение к Богу, восстановление связи с Ним и начало общения с Ним через молитву. Когда мы начинаем понимать, что отец из притчи о блудном сыне – не только аллегория духовного отца, Божьего свидетеля, в присутствии которого совершается исповедь, но и Самого Бога, Небесного Отца, “человеколюбивого Отца Бога”, тогда мы осознаем, что

Исповедь блудного сына – это одновременно и молитва к Богу, диалог с Ним.

Следовательно, речь идет об истинной молитве, личной молитве, которая, прежде чем принять форму покаяния, проходит стадию размышления, погружения в себя и самокритики. Эта самокритика, чувство вины, как и в случае с блудным сыном, является следствием сущностного преображения, ведущего к покаянию и к возвращению к Богу, возобновлению молитвенного общения с ним. Милосердный отец ради своего дитя жертвует самым лучшим из того, что имеет – откормленным теленком, чтобы отпраздновать возвращение и покаяние сына.

Возвращение Блудного Сына. 1669 г. Рембрандт Харменс ван Рейн

Возвращение Блудного Сына. 1669 г. Рембрандт Харменс ван Рейн

Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных чувств, как эта картина. Сюжет взят из Нового Завета. Иисус рассказывает притчу о сыне, который получает у отца свою часть имения и расточает ее в дальней стороне, живя распутно. Когда, собравшись с духом, он возвращается домой, отец сразу прощает его и принимает с радостью. Религиозный смысл притчи таков: как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаградится радостным прощением. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Коротко остриженные волосы на голове блудного сына и потрепанная одежда говорят сами за себя, а воротник хранит намек на былую роскошь. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Характерно, что Рембрандт избегает конфликтности притчи: там говорится о ревности послушного сына, хотя, возможно, он стоит в тени позади отца.

Возвращение блудного сына, 1669. Холст, масло, 262х206. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург  Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных чувств, как эта картина. Сюжет взят из Нового Завета. Иисус рассказывает притчу о сыне, который получает у отца свою часть имения и расточает ее в дальней стороне, живя распутно. Когда, собравшись с духом, он возвращается домой, отец сразу прощает его и принимает с радостью. Религиозный смысл притчи таков: как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаградится радостным прощением. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Коротко остриженные волосы на голове блудного сына и потрепанная одежда говорят сами за себя, а воротник хранит намек на былую роскошь. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Характерно, что Рембрандт избегает конфликтности притчи: там говорится о ревности послушного сына, хотя, возможно, он стоит в тени позади отца.

Возвращение блудного сына, 1669. Холст, масло, 262х206. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Покаяние, “как выражение духа глубокого смирения, является истинной жертвой”.

Главная черта этой молитвы – благодарение. Это благодарственная молитва, благодарственный (евхаристический) ужин, которую отец из причти устраивает для своих друзей и знакомых, чтобы отпраздновать с музыкой и танцами возвращение любимого сына и заколоть “откормленного теленка”, чтобы все ели и радовались.

Бартоломео Эстебан Мурильо. Возвращение блудного сына 1667-70 г.г.

Бартоломео Эстебан Мурильо. Возвращение блудного сына 1667-70 г.г.

Ужин из притчи о блудном сыне – это “большой ужин” из другой известной притчи, где “некий человек звал многих”. Речь идет о брачном пире, который царь организовал в честь своего сына. Такой же брачный пир был устроен и отцом блудного сына после его возвращения. По этой же причине он просит надеть ему на руку перстень.

Как в притче о царском брачном пире, так и в притче о блудном сыне, пир представляет собой аллегорию Божественной литургии, занимающей центральное место в общественном служении Церкви, как “царства Божия”.

Откормленный теленок, поданный на этом пире, для празднования возвращения блудного сына, равно как и “царский сын” на брачном пире, олицетворяют собой Сына Божия. Это признанная трактовка отцами Церкви упоминания в притчах теленка и брачного пира. “Теленок, пишут святые отцы, – это Сын Божий, пир – Божественная литургия, собрание и жизнь Церкви”. И, как говорит Кирилл Александрийский, “откормленный теленок – это Христос, непорочное жертвенное животное, взявшее на себя грех мира, приносимое в жертву и съедаемое”.

Притча о блудном сыне

Притча о блудном сыне

Заклание откормленного тельца в притче, согласно учению святых отцов, олицетворяет таинство Святой Евхаристии – центра Божественной литургии.

Крестная жертва Богочеловека, искупительная жертва Сына Божия – это Святые Тело и Кровь Христовы. По словам Кирилла Александрийского, это – Христово таинство, великая жертва,  исцеляющая от греха.

Эта жертва, как святое Таинство, несет спасение грешнику и всякому нечестивцу, равно как и блудному сыну из притчи.

Возвращение блудного сына

Возвращение блудного сына

Участие в пире, где “отец заколол откормленного теленка”, в “великом пире”, “великой жертве” – принятие Святых Таин – “лекарства бессмертия” – символизирует духовное воскресение человека от смерти греха.

И этому все мы должны особенно радоваться, подобно отцу, говорящему своему старшему сыну: “Надобно радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся”.

Но в большей степени эту радость и ликование испытывал блудный сын, возвратившийся в отчий дом и одновременно вернувшийся к жизни. Это напоминает птицу счастья, найденную в известной сказке Садко, который после настойчивых и утомительных исканий решил возвратиться в отчую землю, обретя здесь спасение от своего бесконечного путешествия.

Эдвард Барн Джонс. Начало Поиска Священного Грааля

Эдвард Барн Джонс. Начало Поиска Священного Грааля

Подобное чувство избавления вместе с Садко и Персивалем из легенды о Граале, нашедшем Святую Чашу, испытал и блудный сын, вернувшийся из “страны далекой”, где он скитался во мраке греха.

Избавление завершает третью стадию ложного пути блудного сына, которая, равно как первая и вторая стадии, делится на три фазы: молитва, Божественное служение, искупление и спасение. Спасение, в свою очередь, проистекает из жертвы Христа – выражения любви Бога, который “так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного” (Иоан. 3:16).

Возвращение блудного сына

Возвращение блудного сына

Любовь является пределом пути, начатого блудным сыном из страха перед свободой, омрачившейся, однако, угрозой смерти, когда “настал великий голод в стране той”, чтобы, в конце концов, оказаться на пиру любви и насытиться “откормленным теленком”.

Путь сына к покаянию начался с боязни недостатка в пище или как следствия полной свободы и бунта. Когда же сын осознал это, его страх превратился в трепет, уважение, благочестие и, наконец, в любовь, когда милосердный отец,  “побежав, пал ему на шею и целовал его”.

Любовь не оставляет место страху, как говорил о ней евангелист: “Совершенная любовь изгоняет страх” (1 Ин. 4:18).

Автор: Михаил Макракис

Источник: Пятый элемент

    Print       Email

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Об осуждении

    Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу
     
    Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.
     
    Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

     
    Архимандрит Ефрем Святогорец

  • Мудрость Афона

    Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

    Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

    Многими скорбями мы спасемся, чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.


    старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

    Старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

  • Мета

You might also like...

%d0%bc%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d0%b0%d1%82%d1%8e%d1%80%d0%b0

Рождественский пост с 28 ноября по 6 января

Read More →