Loading...
You are here:  Home  >  дайджест сми  >  Current Article

Правила поста

By   /  25.02.2015  /  No Comments

    Print       Email

Для того, чтобы пост был нам на пользу, мы должны соблюдать его правильно, потому что те, кто постится неправильно, “уже получают награду свою” (Мф. 6.16). Сегодня, в преддверии Великого Поста, мы хотели бы указать на то, что извращает пост и отнимает у него силу, лишая нас, таким образом, духовной награды.

“Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою”

пост

Условия поста

Во-первых, бытует неправильное представление о назначении поста. Пост не только есть воздержание от определенной пищи, прежде всего, он являет собой смирение, покаяние и внутреннюю борьбу. Пост – не просто физическое очищение, не стоит воспринимать его только как диету, он, прежде всего, духовное возрождение. Несомненно, первой заповедью, данной Богом человечеству, была заповедь о посте, а запрет есть плоды определенных деревьев привел к изгнанию человека из рая. Моисей, Господь, Павел и святые нашей Церкви – все они постились.

Но важно помнить и то, что пост — это средство, а не цель.

Подлинной целью поста является воздержание и обретение человеком духовной культуры, а не удовлетворение гордыни. Многие считают, что пост – это первая добродетель, другие считают, что это преувеличение, которое и вовсе лишне в наши дни. Многие даже издеваются и насмехаются над ним. Пост ни в коем случае нельзя приравнивать к диете – это разные вещи.

пост

Пост должен быть богоугодным и проходить в состоянии любви к Богу, а не с тем, чтобы “казаться людям постящимися”. Святой Иоанн Златоуст пишет, что мы не только подражаем лицемерам, но и превзошли их. Я знаю многих, говорит святой, которые не только, когда постятся, обнаруживают это пред людьми, но и совсем не постясь, принимают на себя лица постящихся и в извинение представляют нечто худшее самого греха. Я также знаю людей, пишет святой, которые “помрачают бо лица своя,” т.е. портят, искажают свои лица, надевая маску постящегося. Существует еще и двуликие лицемеры, которые наставляя других о посте, сами не соблюдают то, чему учат.

Самолюбованию нет места в посте. Мы постимся, потому что становимся участниками страданий Христа.

Благое иго поста помогает нам в борьбе против греха и дьявола. Демоническая сила особенно боится поста, более того “охранители же жизни нашей — Ангелы деятельнее пребывают с теми, которые очистили душу постом”, то есть, наши Ангелы Хранители, говорит Василий Великий, с большей охотой пребывают с теми, кто очищает душу постом. При этом он добавляет: “Ангелы в каждой церкви записывают постящихся”. Путем поста мы привлекаем благодать и защиту Бога. Бесовский род не перестает дразнить людей, и его не так просто изгнать: “Ибо, сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17,21).

пост2

Необходимость поста

На протяжении всего этого времени на каждой Великопостной службе читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.  Аминь».

Помимо прочих добродетелей, особенно большое внимание следует уделять тому, что упоминается в самом конце: самоукорению в противовес осуждению брата, ибо без любви к ближнему нашему мы не сможем продвинуться ни на один шаг на пути к духовному очищению. Если не следить за мыслями, за словами и за своим сердцем, воздержание в еде не принесет пользы.

Воздержание в еде благотворно, лишь если ему сопутствует любовь к ближнему нашему, и лишь когда мы не осуждаем других.

Когда мы не порицаем братьев наших, но осуждаем лишь себя, к нам приходит любовь к ближнему и любовь к душе нашей, забота об очищении и выполнении великого завета любви к Богу и к ближнему. Любовь к Богу и к брату есть две великие добродетели, на которых зиждется все духовное здание, если же их нет, то и все остальные добродетели остаются без основания. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Иоан. 4:16).

пост

 

В преддверии Великого Поста наши мысли переполнены пасхальными переживаниями, а подвиг поста призывает нас к физическому и умственному воздержанию. “Разрешай всяк союз неправды”, – пишет Василий Великий. Пост – часть подвижного годового богослужебного круга – наше обязательство перед Богом. Сокращение сна, всевозможные ограничения переполняют наши сердца и заставляют нас страдать за наши грехи. Воззвание скорбящих есть живое общение с Богом. Во дни поста, вероятно, нам придется столкнуться с различными препятствиями, направленными на то, чтобы не осуществилась эта духовная аскеза, как, например, различные столкновения с окружающими нас людьми, проявление со стороны других вражды и злобы.

Дни поста загрязняются нашими страстями. Давайте не падать духом. Так возлюбим же пост и воздержание, чтобы обрести благословение Божье и с миром подойти к Великому Посту.

Источник: Пятый элемент

    Print       Email

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Об осуждении

    Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу
     
    Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.
     
    Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

     
    Архимандрит Ефрем Святогорец

  • Мудрость Афона

    Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

    Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

    Многими скорбями мы спасемся, чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.


    старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

    Старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

  • Мета

You might also like...

Бурлев 3

Катастрофа российского кинематографа

Read More →