Loading...
You are here:  Home  >  новые публикации  >  Current Article

Ислам и Христианство -I часть

By   /  04.03.2015  /  No Comments

    Print       Email

Три года назад мы опубликовали статью, которая на протяжении всего времени является самой читаемой рубрикой. Статья называлась «Лев Толстой об исламе и христианстве».  Мы захотели поглубже разобраться в основах вероучений и нашли замечательную сводную таблицу опубликованную на православном портале «Азбука веры».

Рождение Адама. Фрагмент. Потолок Сикстинской капеллы. Композиция Микеланджела

Рождение Адама. Фрагмент. Потолок Сикстинской капеллы. Композиция Микеланджело

Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564) – итальянский скульптор, художник, поэт, архитектор, творивший в эпоху Ренессанса. Сейчас наиболее известны такие его творения, как мраморная статуя Давида – эталон человеческого тела и фрески на своде Сикстинской капеллы в Ватикане. Фреска «Сотворение Адама — четвертая из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы. На ней изображен момент, когда Бог-Отец, сотворив Адама, дает ему душу – и именно почти соединенные руки Бога и Адама мы видим на этом фрагменте.

Целью данной таблицы является сравнение основ христианского и мусульманского вероучения. Более глубже задуматься о представителях двух мировых религий, об их различиях. Именно осознание различий крайне необходимо для плодотворного диалога и конструктивной полемики между христианством и исламом.

В качестве основ мусульманского вероучения рассматривается суннитский ислам и шиитский ислам, за некоторыми исключениями. В тоже время авторы отдают себе отчет в том, что вышеуказанные направления в исламе не являются исчезнувшими или маловлиятельными.

Достаточно упомянуть, что пришедший в 2000 году к власти в Сирии президент Башар Асад, как и его отец, правящий Сирией в течение 30 лет, является шиитом – алавитом (или «нусайритом», это течение – ок. 16% населения страны, более 1,5 миллиона человек), признающим учение о переселении душ. Он, как и его отец Хафез аль-Асад, вершит судьбами страны с преимущественно суннитским населением. При этом в Турции проживает более 15 миллионов алавитов, исповедующих переселение душ.

Крайние шииты Ирана по прежнему составляют в стране влиятельные и многочисленные группы. Ваххабизм разделяет большинство населения 27-миллионной Саудовской Аравии (за исключением 15% шиитов, около миллиона католиков, около 5 миллионов иностранных рабочих).

В мире также насчитывается около 25 миллионов исмаилитов, возглавляемых имамом Каримом Ага Ханом IV, самым богатым человеком Сирии, крупным дипломатом, меценатом, чиновником ООН, имеющим титул «его Высочества» от британской королевы Елизаветы II.

Потолок Сикстинской капеллы Композиция Микеланджело

День шестой. Сотворение Адама «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» Потолок Сикстинской капеллы. Композиция Микеланджело

I. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ

ХРИСТИАНСТВО ИСЛАМ
1.1. Утверждает ли религия веру в единого Бога? Да«Верую во Единого Бога» (начало Символа Веры).«Нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор. 8:4).«Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:6). ДаНет Бога кроме Аллаха (часть шахады – араб. свидетельства веры).
1.2. Отрицает ли религия язычество (многобожие, идолопоклонство)? Да«Мы знаем, что идол в мире ничто» (1Кор. 8:4), а язычники «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки» (Рим. 1:25). ДаОтрицается многобожие и идолопоклонство как придание Аллаху товарищей (равных). Многобожие называется ширк (от араб. «шарик» — товарищ) и является синонимом неверия (араб. «куфр» — сокрытие, отсюда кафир –неверный).
1.3. Считает ли религия Бога невещественным Духом? ДаБог есть Дух Вездесущий, Неограниченный, Беспредельный и Всесовершенный.«Бог есть Дух» (Ин. 4:24).«Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово» (Прем. 1:7).«Нетленный Твой Дух пребывает во всем» (Прем. 12:1).«Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты» (Пс. 138).«Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое. Дух Божий создал меня». (Иов. 33:3-4) НетРелигия отрицает, что понятие Духа может быть применено к Аллаху. Духовность – не атрибут Аллаха.В Коране под духом следует понимать только тварную человеческую душу или тварного ангела. Святым духом назван ангел Джибрил.
1.4. Считает ли религия, что Бог обладает тварными атрибутами (качествами и свойствами, присущими творениям)? Нет«Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?» (Ис. 40:26).Свойства Бога совершенно не подобны свойствам Его творений. О Его свойствах надо судить только духовно. ДаБог обладает тварными свойствами слуха и зрения, «слышит» самый тихий шорох и «видит» черного паука ночью на темном камне.Учение о зрении и телесности Аллаха засвидетельствовано в официальных документах мусульманского вероисповедания
1.5. Раскрывает ли религия внутреннюю природу Бога? ДаХристианство считает, что Господь существует в трех Ипостасях – Отец (Ум), Сын (Слово) и Святой Дух. Бог обладает Умом (Отец), Который в вечности рождает Слово (Сын) во Святом Духе. Христианство есть учение «Ума, Слова и Духа — единой соприродности и божественности» как сказал о Святой Троице св. Григорий Богослов.«Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как учат богоносные отцы, излагая догматическое учение о пресущной и преестественной Святой Троице» ( св. Григорий Синаит). «Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая»
(св. Никита Студийский).
НетВнутренняя природа Бога остается нераскрытой. Учение о Божественном Уме, Слове и Духе отсутствует.При этом само учение о Святой Троице истолковано превратно в виде Иисуса, Марии и Аллаха (5.73, 5.116).
1.6. Считает ли религия, что Бог есть любовь? Да«Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16). Нет
1.7. Считает ли религия, что Бог обладает смирением? Да«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Нет
1.8. Считает ли религия, что Бог обладает святостью? Да«По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят». (1Пет. 1:15-16) Нет
1.9. Считает ли религия, что одним из качеств Бога является хитрость? НетХитрость и лукавство – свойства дьявола (лукавого), прельщающего людей и последующих ему.Бог ненавидит ложь, коварство и лицемерие. ДаАллах «замышляет хитрость» (86.16), «хитрит», поскольку «Аллах – лучший из всех хитрецов», «обманывает» (4.141).
1.10. Считает ли религия, что одним из качеств Бога является гордость? НетГордость – свойство дьявола, ложных учителей, всех злых и нечестивых. Да«Гордое достоинство – Мое покрытие». Гордость – атрибут сущности Аллаха.
1.11. Считает ли религия, что Бог хочет спасения всех людей, желает, чтобы все люди познали Его? Да«Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4). Нет«Тот кто хочет встречи с Аллахом, с тем и Аллах желает встречи; а тот кто не хочет встречи с Аллахом, с тем и Аллах не желает встречи».
1.12. Считает ли религия, что Бог порождает зло? НетИстинный, Святой и Праведный Бог не является источником зла.«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин. 1:5).«Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13). «Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога» (1Тим. 2:4).«Все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем (Втор. 32:4). ДаАллах является источником зла.«И добро и зло от Аллаха».Аллах приносит пользу и вред.Аллах есть приносящий зло и дарующий блага.
1.13. Считает ли религия, что Бог изначально желает мучений в аду для определенной части людей? НетБог не желает погибели людей.«Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы обратился он от пути своего и жив был» (Иез. 33:11).Бог воплотился, стал Спасителем мира (само имя Иисус означает «Господь – спасение»), чтобы спасти от погибели и ада все человечество. Через Боговоплощениераскрылось совершенное человеколюбие Божие. ДаАллах не желает спасения всем людям, «Если бы Нам было угодно, то мы наставили бы на прямой путь каждого человека, однако стало истиной Мое слово: «непременно Я наполню ад джиннами и людьми – всеми вместе!» (32:13) Часть живых существ Аллах создал для ада, наделив их свойствами худшими, чем у скотов (7.179). Аллах «издевается» над неверующими усиливая их заблуждения (2.14), сбивая их с прямого пути (7.178, 186).

 

День четвертый. Сотворение светил. «Да будут светила на тверди небесной…» Композиция Микеланджело

День четвертый. Сотворение светил. «Да будут светила на тверди небесной…» Потолок Сикстинской капеллы. Композиция Микеланджело

 

II. БОГ И МИР (ТВОРЕНИЕ)

ХРИСТИАНСТВО ИСЛАМ
2.1. Создан ли невидимый ангельский мир Богом? Да Да
2.2. Какова природа ангелов? Ангелы не созданы из грубого материального вещества, обладают тонкой телесностью, не подобной людям. Ангелы были созданы из света, а джинны – из огня.
2.3. Создан ли видимый мир Богом? ДаБог создалматериальный (пространственно-временной) мир вместе с присущим ему временем. Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33). ДаВначале, за пятьдесят тысяч лет до творения всего материального мира Аллах сотворил перо (аль-калам), которым записал в книгу все сотворенное, а затем сотворил материальный мир.
2.4. Создан ли человек Богом? Да Да
2.5. Создан ли человек только Богом или Господу нужны помощники в творении человека? Человек создан только Богом, Который есть единственный Творец бытия. Аллах прибегает к помощи ангелов, человеческая душа и тело творятся с помощью ангелов.
2.6. Создал ли Бог иных разумных существ, помимо ангелов и человека? НетАнгелы и люди – два вида существ, обладающих разумом и свободной волей, способные познать Бога. ДаАллах создал из огня джиннов – человекообразных духов, способных принимать любое обличье.
2.7. Может ли всемогущий Бог по Своему желанию прекратить творить? Да,может. Нет,не может.Аллах творит непрестанно.
День шестой. Сотворение Евы. Потолок Сикстинской капеллы. Композиция Микеланджело

День шестой. Сотворение Евы. Потолок Сикстинской капеллы. Композиция Микеланджело

III. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

ХРИСТИАНСТВО ИСЛАМ
3.1. Какова цель сотворения человека? Бог создал человека для любви к Себе, общения с Собой. Бог хочет пребывать в человеке Своей благодатью, даруя человеку возможность обожения.
«Для того Он сотворил нас, чтобы мы стали причастниками Божеского естества и причастниками самой вечности…”
(св. Максим Исповедник)
Бог создал человека для исполнения закона.
3.2. Создан ли человек по образу и подобию Божьему? ДаЧеловек создан по образу и подобию Божьему. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26).«Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 23:2) НетЧеловек сотворен по его собственному виду и образу
(Коран 64:3; 82:6-8).
3.3. Были ли прародители человечества созданы нетленными и бессмертными? Да Нет
3.4. Подверглись ли грехопадению прародители человечества (Адам и Ева)? Да Да
3.5. Что есть грех? Болезнь человеческой души вследствие ее расторжения связи с Богом чрез нарушение Божественной заповеди. Разрыв общения с Богом через противление Его воле. Проступок, выражающийся в неисполнении предписаний закона Аллаха.
3.6. Повлияло ли грехопадение прародителей на все происшедшее от них человечество? ДаГреховная природа не может порождать природу святую и безгрешную, каждый человек от рождения получает природу, зараженную грехом.«О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим»
(3Ездр. 7:118).
Нет
3.7. Испортилась ли душевная природа человека вследствие грехопадения прародителей? ДаВсе силы души человека получили предрасположенность ко злу и страстям. Грехопадение «извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели». «От нарушения заповеди Божией человек сделался доступным всеванию в него зла со стороны дьявола». Нет
3.8. Испортилась ли телесная природа человека вследствие греха прародителей? ДаЧеловеческое тело стало подвержено болезням и смерти, «ибо возмездие за грех — смерть»  (Рим. 6:23). Чрез падение человека «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5:12). Смерть и болезни не были созданы изначально всеблагим Богом. Нет
3.9. Исказился ли весь материальный мир после грехопадения прародителей? ДаЧерез грех смерть и тление распространились во всем мире. Животные и природа перестали повиноваться человеку без труда. Нет
3.10. Нуждается ли человек в Спасителе от власти и силы греха? ДаЧеловеку необходим Спаситель.«Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией»
(Рим. 3:22,23)
Нет
3.11. Обладает ли человек свободной волей в выборе добра и зла? ДаЧеловек обладает свободной волей в выборе добра и зла.Бог все знает наперед, но не все предопределяет. Как и врач, Он  неповинен в болезни греха, хотя и предвидит грехи людей. То, что «Бог предопределяет или осуждает, нисколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, – это мы почитаем безумием … Бог непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, у Него нет места лицеприятию». НетЧеловек лишен свободы выбора. Все его действия предопределены Аллахом«Поистине, Мы сотворили каждую вещь по предопределению» (54. 49).
«Твой Господь создаёт, что пожелает, и избирает, что пожелает, а у них нет выбора» (28. 68).
3.12. Творит ли человек свои поступки сам или все его действия творит Бог? ДаТворит сам, используя свою богообразую и богоподобную свободную волю. НетАллах совершает за него все, в том числе добрые и греховные действия«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (37. 6)
3.13. Равны ли мужчина и женщина в своем духовном достоинстве перед Богом? ДаМужчина и женщина в равной мере сотворены по Образу Божьему. НетЖенщина является низшим существом в сравнении с мужчиной
3.14. Сколько жен может иметь мужчина? Одну До четырех жен, а кроме того, столько наложниц, сколько позволяют материальные средства. При этом к женам надо проявлять справедливость, выражающуюся в том, что нельзя определять наиболее любимую
3.15. Заповедано ли мужчине бить провинившуюся жену? Нет Да.
«Ударяйте их»
(4. 38)

 Продолжение следует…

    Print       Email

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Об осуждении

    Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу
     
    Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.
     
    Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

     
    Архимандрит Ефрем Святогорец

  • Мудрость Афона

    Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

    Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

    Многими скорбями мы спасемся, чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.


    старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

    Старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

  • Мета

You might also like...

%d0%bc%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d0%b0%d1%82%d1%8e%d1%80%d0%b0

Рождественский пост с 28 ноября по 6 января

Read More →