Loading...
You are here:  Home  >  дайджест сми  >  Current Article

Пусть первый бросит камень…

By   /  17.04.2015  /  3 комментария

    Print       Email

В марте после претензий местной епархии из репертуара Новосибирского академического театра убрали оперу «Тангейзер».  А директора и  режиссера просто затравили. В начале апреля в Москве православные активисты из движения «Божья воля» обратились в прокуратуру с жалобой на спектакль МХТ им. Чехова «Идеальный муж». Если так пойдет дальше, давайте запретим «Демона» Врубеля,  он же написал Демона и не один, а много раз. Когда вы остановитесь Псевдоправославные.?! Мракобесия достаточна в нашем обществе, но когда люди свое невежество начинают прикрывать ПРАВОСЛАВИЕМ становится стыдно за такое общество. 

Борис Мездрич, занимавший ранее пост директора новосибирского театра оперы и балета, опроверг слухи о невыплаченном гонораре дирижёра Айнарса Рубикиса

Борис Мездрич, занимавший ранее пост директора новосибирского театра оперы и балета, опроверг слухи о невыплаченном гонораре дирижёра Айнарса Рубикиса

Борис Мездрич: «Я рад, что не сдал спектакль»

Министр культуры Владимир Мединский уволил директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича. Причиной стал его отказ принять указания министерства в ситуации вокруг спектакля «Тангейзер», вызвавшего возмущение православных иерархов и активистов. Передав дела новому директору Владимиру Кехману, Борис Мездрич ответил на вопросы корреспондента «Известий».

Как и когда вы узнали об увольнении?

Сегодня, пять часов назад, когда встречал прилетевшего из Москвы первого замминистра культуры Владимира Аристархова. Он прямо в аэропорту вручил мне приказ о прекращении договора и о назначении директором Владимира Кехмана.

А когда вы ехали в аэропорт, еще не знали, зачем едете?

Не знал.

Вы удовлетворены тем, что остались верны своей позиции?

Как говорили в советское время, я испытываю чувство глубокого удовлетворения. Если серьезно, я действительно внутренне очень рад. Рад, что выдержал этот напор, что не сдал спектакль.

К сожалению, выстоять до конца и победить не вышло. Но я благодарен всем, кто поддержал нас, ― коллегам, зрителям, коллективу театра. Я свой путь прошел, кажется, достойно. Правда, мне еще суды над «Тангейзером» предстоят.

Владимир Кехман и Владимир Мединский

Владимир Кехман и Владимир Мединский

Вы передали дела Владимиру Кехману?

Он сейчас ходит по театру. Я его познакомил с замами, с основными специалистами.

У вас были дружеские отношения? С каким настроем он приехал сейчас?

Нет, я вообще с ним только по телефону был знаком. Лично первый раз увидел сегодня. Мне все равно, как он настроен.

Министр предлагал вам вариант, при котором вы сохранили бы пост?

Нет, он вообще не ставил передо мной такой выбор. Когда мы беседовали две недели назад в его кабинете, он озвучил предложения, которые потом частично были опубликованы в документе под названием «Позиция Минкультуры». Но я ему сказал, что некоторые предложения не могут быть выполнены: в частности, сокращение финансирования «Тангейзера» и извинения. Я сказал, что для меня это невозможно.

Мои профессиональные правила не позволяют мне «сдавать» спектакли и извиняться перед людьми, которые не видели оперу.

Какие у вас планы на будущее? Уйдете на отдых или будете работать?

Надо подумать. Я ведь только что узнал об увольнении. Хотя, конечно, просчитывал этот вариант. Я же понимаю, что в подобных ситуациях уход директора ― одна из основных опций. В беседе с министром я озвучил, что готов к этому.

Борис Мездрич

Борис Мездрич

Сегодня около театра был очередной митинг против «Тангейзера».

Я видел, проезжал мимо. Несмотря на солнечную погоду, вместо заявленных трех тысяч организаторы собрали одну. Это хороший симптом. Значит, нам в Новосибирске все-таки удалось убедить какую-то часть людей. Город не сдался, люди не пошли на поводу у агрессивной публики, прикрывающейся православием и церковными канонами. Это очень радует. Я думаю, что город выстоит. Люди теперь будут понимать, что нельзя прогибаться. Хорошо бы это понимали не только в Новосибирске.

Через неделю состоится митинг ваших сторонников. Вы на него придете?

Посмотрим. Я вообще не сторонник таких форм публичной жизни. Я привык разговаривать в помещениях, приватным образом. Театр не принимает никакого участия в организации этого митинга. Его инициировали люди и общественные организации, которым я очень благодарен за поддержку.

Премьера оперы Тангейзер в Новосибирске

Премьера оперы Тангейзер в Новосибирске

Осквернение символа или захват театра?!

В марте после претензий местной епархии из репертуара Новосибирского академического театра убрали оперу «Тангейзер». В начале апреля в Москве православные активисты из движения «Божья воля» обратились в прокуратуру с жалобой на спектакль МХТ им. Чехова «Идеальный муж». В театральной постановке они увидели осквернение символа распятия. О том, почему представители религиозных организаций считают себя вправе указывать, что допустимо, а что непозволительно в искусстве, мы побеседовали с доктором политических наук, главным научным сотрудником центра «Религия в современном обществе» ИСРАН Марией Мчедловой.

Что происходит? Мчедлова: Мы наблюдаем возвращение религиозных смыслов во многие общественно-политические сферы. Религия становится новой формой солидарности. Более сильной и важной чем гражданские и политические формы.

Получается, мы постепенно уходим от светского общества?

Взгляды общества определенно пересматриваются.

Если раньше считалось, что в процессе развития религия будет вытесняться на периферию общественного сознания и общественной жизни, то сейчас ясно, что этого не произошло.

Все чаще идет речь о пересмотре принципа светскости, о роли и месте Церкви. Однако какова будет конфигурация взаимоотношений между светским и религиозным в таких сферах, как политика, общественное сознание или, например, искусство, сегодня вряд ли можно определить с абсолютной точностью.

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон выступил против оперы «Тангейзер»

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон выступил против оперы «Тангейзер»

Директор новосибирского оперного театра Борис Мездрич уволен после скандала с постановкой оперы «Тангейзер». Новый директор — Владимир Кехман.

Но зачем церковь вообще вмешивается в искусство? Я не думаю, что это именно церковь вмешивается и пытается предписывать, что делать, а что не делать. Уместнее говорить вообще о пересмотре понимания прав и свобод человека.

Судя по последним событиям в Новосибирске, чувства верующих для государства важней свободы творчества.

Думаю, речь стоит вести не о том, чьи чувства лучше, а чьи хуже. Чувства вообще субстанция эфемерная. Правильнее было бы поставить вопрос о поиске компромиссов. Чтобы такие проблемы не возникали, нужен равноправный, толерантный диалог между светскими и религиозными сегментами общества. Вот только культура такого диалога у нас пока не сложилась.

Художник, наверное, тоже не должен переступать границ. Эти понятия нельзя рассматривать в отрыве от ответственности. Как только мы забываем об ответственности, происходят такие трагедии как в Париже, в Charlie Hebdo. Ведь искусство существует не на отдельной планете. Не должно быть вседозволенности, оправданной творческим порывом. А государство в свою очередь должно стоять на страже социального спокойствия. Возможно, если говорить о «Тангейзере», стоит исключить подобные произведения из государственных театров, но при этом создать другие площадки, существующие на средства меценатов.

Премьера оперы Тангейзер в Новосибирске1

Премьера оперы Тангейзер в Новосибирске

Быть может, и верующие со своими чувствами не должны заступать на территорию творчества?

Не надо доводить все до абсурда. Абсурд не самое лучшее, что может быть.

Поэтому я бы не стала так ставить вопрос. Скорее нужны понятные, разделяемые большинством правила и границы. Они могут быть прозрачные, но должны позволять сосуществовать одновременно и тем, и другим.

Но почему никто не думает о чувствах неверующих? Сторонников крайних форм светскости у нас не более трети. 15 процентов считают, что религиозные организации вообще не должны вмешиваться в общественную жизнь. Большинство же допускают определенное участие религиозных организаций в тех или иных формах общественной и политической жизни.

Премьера оперы Тангейзер в Новосибирске

Премьера оперы Тангейзер в Новосибирске

Рискну предположить, что значение церкви и религии в нашем обществе сильно преувеличено. По крайней мере, судя по числу верующих на душу населения.

Количество воцерковленных, глубоко верующих людей у нас не превышает четырех процентов. К ним можно прибавить еще 10 процентов тех, для кого приходская, общинная жизнь тоже важна. Итого, 14 процентов. Но при этом около 75 процентов россиян считают себя православными, хотя только 70 процентов из них верят в Бога. Религиозное сознание по большей части очень размытое: одновременно верят и в Бога, и в переселение душ, и в приметы, и в разум, и в самого себя, вследствие чего граница между верующим и неверующим очень зыбка. Люди позиционируют приверженность к православию, скорее как свою культурно-цивилизационную идентичность.

Церковь уже не рассматривается как сугубо религиозный институт. Скорее она становится символом общей культурной традиции и идентичности.

По уровню доверия это третий институт после президента и армии — 60 процентов.

Каково сегодня влияние религии и церкви на общественное сознание? В чем оно выражается? Церковь воспринимается большинством как легитимный институт, обеспечивающий стабильность общества. По уровню доверия это третий институт после президента и армии — 60 процентов. Намного больше, чем у губернаторов, полиции, политических партий и судов.

За счет чего? За счет социально значимых проектов, таких как благотворительность и милосердие. За счет участия церкви в духовно-нравственном воспитании граждан. Многие отмечают заметную роль церкви в разрешении межнациональных конфликтов.

При этом место церкви в государственном управлении остается за скобками. Тут существует очень интересный момент. С одной стороны, наши сограждане не хотят, чтобы религиозные организации вмешивались в политическую жизнь. Но с другой стороны, большинство (72 процента православных, 57 процентов мусульман и до 50 процентов атеистов) готовы поддержать при определенных условиях усиление роли РПЦ в принятии важнейших государственных решений. Если речь зайдет о безопасности страны и защите ее суверенитета.

Но что может сделать церковь для безопасности ? Религиозные организации рассматриваются в качестве одной из тех сил, которая может помочь в защите от такой угрозы нацбезопасности как культурно-нравственная деградация.

Так вот откуда наши беды. От культурно-нравственной деградации.

Зря иронизируете. Эту угрозу наши сограждане называют в числе трех главных.

Даже боюсь предположить, что может быть страшней? Люди опасаются втягивания России в долгосрочный конфликт на Украине и очень обеспокоены ухудшением системы образования и медицинского обслуживания. Но я бы подчеркнула, что все три перечисленные угрозы беспокоят россиян практически в равной степени и опережают все прочие.

Православные верующие склонны к радикализму? Что представляют собой православные активисты?

Если речь идет о каких-то организованных командах, то к церкви это не имеет никакого отношения.

Есть ряд течений, далеко не массовых, о них мало кто знает, включая молодежь. Мы проводили исследования и выяснили, что только один процент опрошенных, что-то слышал или читал о них именно как об организациях. Они преследуют какие-то свои интересы. Выдавать эти группы за выразителей чувств верующих — самая большая ошибка.

По крайней мере, церковь нисколько не поддерживает такую радикальную деятельность.

Но почему-то не говорит об этом. Как и о ситуации с «Тангейзером». Этот вопрос корректнее задать не мне, а тем, кто может выразить позицию церкви официально, например, профессору Владимиру Легойде (председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата, прим. «Лента.ру») или протоиерею Всеволоду Чаплину (председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям церкви и общества).

Источник: Лента.Ру

    Print       Email

3 комментария

  1. Serge:

    Попробуйте подобную статью про карикатуры в «Чарли Хэбдо» или про фильм «Невинность мусульман» разместить на каком-нибудь исламском сайте.
    Почему мы боимся быть сильными и агрессивными? Почему боимся четко выразить свою позицию? Почему боимся сказать, что этот спектакль нам противен и оскорбляет наши чувства? Если бы кто-то публично назвал вашу маму проституткой, как бы вы на это отреагировали?

    • Tolik:

      Serge, почему вы православные боитесь быть терпеливыми и терпимыми? Неактуально больше? Мне кажется, что тоже Вы спектакль не смотрели.

    • Семен Неуч:

      Достаточно посмотреть на фотографии Владимира Абрамовича Кехмана. И все сразу станет понятно. А чувства верующих здесь вообще не причем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Об осуждении

    Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу
     
    Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.
     
    Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

     
    Архимандрит Ефрем Святогорец

  • Мудрость Афона

    Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

    Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

    Многими скорбями мы спасемся, чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.


    старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

    Старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

  • Мета

You might also like...

002

Школьник из США признан новым воплощением буддистского ламы

Read More →