Loading...
You are here:  Home  >  новые публикации  >  Current Article

Реставрация по-русски Антониево-Сийского Свято-Троицкого монастыря

By   /  11.11.2016  /  No Comments

    Print       Email

Впервые с 1917 года Российская Федерация  выделила деньги на реставрацию «памятника истории и культуры федерального значения» Антониево-Сийского Свято-Троицкого монастыря. Общая цена реставрации собора по проекту составляет 120 млн. рублей. Мужской монастырь расположен в 160 км. от Архангельска был основан в 1520 году/ Приближается 500 летие монастыря — значимое событием в жизни Церкви, а окна затянуты на сегодняшний день полиэтиленом.

 %d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%be%d0%bd%d0%b8%d0%b5%d0%b2%d0%be-%d1%81%d0%b8%d0%b8%cc%86%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b8%cc%86-%d0%bc%d0%be%d0%bd%d0%b0%d1%81%d1%82%d1%8b%d1%80%d1%8c4

ИСТОРИЯ

 Автор этих уникальных фотографий — Алексанрдра Даниловна Постникова. В 1885 году в рапорте уездного исправника, направленного в канцелярию губернатора, указывалось, что «вдова Постникова имеет фото, но в текущем году занималась съемкой видов Шенкурского монастыря, а не публики». Об этой замечательной женщине многое удалось узнать по документам, хранящимся в Государственном архиве Архангельской области. Служение Богу стало важной частью ее жизни. Его Преосвященству Епископу Архангельскому и Холмогорскому Ювеналию 10 июля 1873 года поступило обращение от вдовы коллежского секретаря Александры Постниковой с просьбой принять в дар дом для Шенкурского монастыря. В декабре 1875 года этот дом был перестроен под флигель для монастырского священника. 16 сентября 1870 года Александра Постникова поступила в монастырь, а 7 апреля 1883 года определена в послушницы. 20 августа 1887 года вдова чиновника Егора Постникова, в миру Александра, пятидесяти четырех лет от роду, пострижена в монашество под именем Филареты. По послужным спискам Шенкурского монастыря данные о ней прослеживаются до 1897 года. О том, что в это время она занималась фотографией, упоминаний нет. Монастырское послушание: «читает в церкви». Вероятно, фотографии Постниковой сохранились в единственных экземплярах. Шенкурский районный краеведческий музей является обладателем уникального альбома: «Монастыри Архангельской епархии. Фотографии 1884, 1885 и 1886 годов. Работа А.Постниковой». Он поступил в коллекцию музея после закрытия Шенкурского женского монастыря и ликвидации его имущества в 1925 году.
В альбоме представлено двадцать снимков: не только монастыри, но и знаменательное событие — празднование 300-летнего юбилея г.Архангельска.
 01
1884
03

Монастырь был основан в 1520 году в 80 километрах от Холмогор святым преподобным Антонием Сийским (1477−1556) — уроженцем двинской деревни Кехта.

В российскую историю обитель вошла как место насильственного пострижения в монахи Федора Никитича Романова (1553−1633) — будущего Патриарха Филарета, правителя Государства Российского, основателя династии Романовых.

Для Русского Севера монастырь имеет не меньшее значение, чем Соловецкий, и одно время был главным на Севере. Великий князь Московский Иван Калита (1288−1340) сделал в 1340 году вклад в Лявленский монастырь роскошным Евангелием, которое впоследствии попало в монастырь Антониево-Сийский и было названо «Сийским Евангелием»,

Местные жители изгоняют Преподобного Антония с учениками из основанной ими обители, опасаясь, что новый монастырь отберет их земли.

Местные жители изгоняют Преподобного Антония с учениками из основанной ими обители, опасаясь, что новый монастырь отберет их земли.

а сын Ивана Грозного Иван Иванович в 1579 году лично переписал «Житие Антония Сийского».

Богатейший монастырь владел многими соляными варницами на побережье Белого моря, десятками деревень, рыбных тонь и подворий по всему Русскому царству, первой на Севере типографией, и огромным, в 20 тысяч единиц хранения архивом. Именно в нем Михайло Ломоносов после долгих раздумий и совета с дядей — казначеем монастыря,  в декабре 1730 года принял окончательное решение уйти в Москву учиться. В 1923 году решением уездного совета монастырь был ликвидирован, в годы советской власти в его зданиях располагались детская трудовая колония, дом отдыха, пионерский лагерь, а в 1992 году здания были возвращены Церкви.

%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%be%d0%bd%d0%b8%d0%b5%d0%b2%d0%be-%d1%81%d0%b8%d0%b8%cc%86%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b8%cc%86-%d0%bc%d0%be%d0%bd%d0%b0%d1%81%d1%82%d1%8b%d1%80%d1%8c3

В 2013 году федеральный бюджет профинансировал проектирование реставрации основного монастырского храма — Свято-Троицкого собора 1673 года, которое было успешно завершено ФГУ «Центральные научно-реставрационные мастерские» (ЦНРПМ). 20 октября 2016 года Министерством культуры РФ провело конкурс на реставрацию собора, в котором победило малоизвестное липецкое ООО «Производственно-реставрационная кампания Лайм ПАРК». Интересно, что недавно занявшееся реставрацией ООО выиграло конкурс у нескольких участников — при том, что критерием отбора был реставрационный опыт.

%d0%b4%d0%bc%d0%b8%d1%82%d1%80%d0%b8%d0%b8%cc%86

По этому поводу знатоки реставрации высказываются, что молодое предприятие может быть хорошо известно руководителю московского ООО «Архстроймеханизация» Дмитрию Некрасову, неизменному победителю всех конкурсов Минкульта РФ по реставрации памятников Архангельской области.

15 миллионная реставрация Свято-Троицкого собора Антониево-Сийского монастыря — незначительная часть его восстановления. Общая цена реставрации собора, окна которого затянуты полиэтиленом, по проекту составляет 120 млн. рублей,

и есть опасения, что при выделении средств такими темпами дело затянется далеко за юбилей монастыря, если вообще будет закончено — так как после юбилеев интерес к памятникам значительно ослабевает. А рядом с собором стоит находящаяся в аварийном состоянии Благовещенская церковь 1638 года, пережившая в 1992 году большой пожар.

Следует напомнить, что законодательство запрещает монастырю самостоятельно вести ремонт и реставрацию находящихся у него в пользовании памятников истории и культуры

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк и Патриарх Кирилл

Малость выделяемых средств Министерство культуры РФ объясняет тем, что суммы по церковным памятникам согласовываются с финансово-хозяйственным управлением Московской Патриархии, а эта структура воглавляемая Митрополитом Рязанским и Михайловским Марком (Головковым) наверное не считает приближающееся 500 летие монастыря значительным событием в жизни Церкви.

Хотя никто не снимал ответственность за состояние памятника с Министерства культуры РФ, и оно вполне может выделять средства на церкви и без совета с финуправлением Патриархии, что и происходит в отдельных случаях — по Сийскому монастырю это не делается.

Возможно, ситуация связана с историей создания оргкомитета по 500-летию Антониево-Сийского монастыря. В 2013 году этот вопрос был поручен одному из заместителей архангельского губернатора, возглавить оргкомитет уже почти собрался министр культуры РФ Владимир Мединский.

%d0%bf%d0%b0%d1%82%d1%80%d0%b8%d0%b0%d1%80%d1%85-%d0%ba%d0%b8%d1%80%d0%b8%d0%bb%d0%bb-%d0%bc%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d1%81%d1%82%d1%80-%d0%ba%d1%83%d0%bb%d1%8c%d1%82%d1%83%d1%80%d1%8b-%d1%80%d1%84-%d0%b2

Но когда вдруг оказалось, что замгубернатора сделал это в обход Архангельской митрополии, а значит и Московской Патриархии, министр Владимир Мединский и губернатор Игорь Орлов остановили его создание.

Необходимость срочного создания оргкомитета и попечительского совета неоднократно поднималась общественностью, и сейчас в правительстве области и митрополии формируется очередной его список. В этом есть необходимость чтобы реставрация монастыря не превратилась в источник коррупционных скандалов, сотрясающих время от времени культуру России.

 %d1%8d%d1%82%d0%be-%d0%b2%d1%82%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b5-%d0%ba%d0%b0%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b5-%d0%b7%d0%b4%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%bc%d0%be%d0%bd%d0%b0%d1%81%d1%82%d1%8b%d1%80%d1%8f

Кроме средств на реставрацию у древнего монастыря есть и другие проблемы. Церковными иерархами пока не решен вопрос будут ли подниматься мощи святого Антония Сийского,

о чем этим летом вел переговоры с Институтом археологии РАН настоятель монастыря игумен Варлаам Дульский. Областным министерством культуры не проведена экспертиза трех строений монастыря для их постановки на учет как памятников истории и культуры — соответственно не могут выделяться средства на их реставрацию. Правительство области пока не выделяет средств на подготовительные мероприятия к 500-летию монастыря. Юбилей близится, и чтобы успеть сделать многое необходимое нужно хотя бы 2−3 года.

%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%be%d0%bd%d0%b8%d0%b5%d0%b2%d0%be-%d1%81%d0%b8%d0%b8%cc%86%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b8%cc%86-%d0%bc%d0%be%d0%bd%d0%b0%d1%81%d1%82%d1%8b%d1%80%d1%8c

Ситуация с подготовкой к юбилею Антониево-Сийского монастыря особенно контрастирует с положением Соловецкого архипелага и Спасо-Преображенского монастыря, восстановление которого находится в руках федеральной власти, со значительным участием областной. Несмотря на то, что проект федеральной программы «Сохранение и восстановление инфраструктуры Соловецкого архипелага на 2014-2019года» пока не принят, значительные средства выделяются по другим статьям расходов в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 1.10.2014 г. «Об утверждении комплекса организационных мер по сохранению и развитию Соловецкого архипелага», по которому только на реставрацию Соловецкого монастыря ежегодно идет 1−1,5 млрд рублей, и в соответствии с областной программой «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага» до 2019 года — на сотни миллионов рублей.

Источник: regnum.ru

 

    Print       Email

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Об осуждении

    Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу
     
    Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.
     
    Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

     
    Архимандрит Ефрем Святогорец

  • Мудрость Афона

    Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

    Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

    Многими скорбями мы спасемся, чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.


    старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

    Старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

  • Мета

You might also like...

%d0%bc%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d0%b0%d1%82%d1%8e%d1%80%d0%b0

Рождественский пост с 28 ноября по 6 января

Read More →