Loading...
You are here:  Home  >  новые публикации  >  Current Article

Акафист Пресвятой Богородице

By   /  21.03.2017  /  No Comments

    Print       Email

Акафист Пресвятой Богородице «Радуйся, Невесто неневестная» – первый по времени написания и наиболее известный из акафистов, используемых в богослужении Православной Церкви. Будучи непревзойденным поэтическим и богословским шедевром, он требует грамотного филологического и богословского истолкования. Акафист помогает почувствовать, как любовь к Богу и к Пресвятой Деве Марии находит себе выражение не только в вероучении Церкви, но и в красоте поэтического слова.

Акафист представляет собой удивительное сочетание: догматическую точность и глубину, сравнимую с точностью и глубиной вероопределений Вселенских соборов, и изумительное поэтическое изящество, делающее Акафист литературно-художественным шедевром.

Лестница, вид от входа в церковь

Гробница Богородицы – величайшая христианская святыня. Здесь, согласно преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица.

В современной богослужебной жизни Православной Церкви византийский Акафист Пресвятой Богородице продолжает занимать первенствующее положение, Он, единственный из всех акафистов, вписан в богослужебный устав. На утрене субботы пятой седмицы Великого поста читается Акафист, в связи с чем эта суббота называется «Субботой Акафиста» или «Похвалой Пресвятой Богородицы».

Акафист называется “неседальной песнью”, поскольку верующие во время его исполнения должны были стоять. Так, и словами, и положением тела, выражается почтение, особенное благоговение и благодарность по отношению к Той, Кому мы обращаем наши радостные приветствия.

05

Акафист входит в состав службы малого повечерия. Оно совершается каждую пятницу первых четырех недель Великого Поста, а также в пятницу пятой недели, когда после  прочтения в первые четыре недели акафист читается полностью.

В монастырях, существуют и другие литургические рамки исполнения акафиста: утреня, вечерня, панихида или особая константинопольская богородичная служба. Во всех этих случаях на определенном этапе службы делается вставка: поется канон Богородице, частично или полностью кондак и икосы акафиста.

Мир Врубеля. Надгробный плач. 1887.

Мир Врубеля. Надгробный плач. 1887.

В композиционном отношении Акафист это весьма стройное произведение. Он состоит из тринадцати кондаков и двенадцати икосов. Кондаки и икосы чередуются друг с другом. Главная особенность и основное содержание икосов заключается в двенадцати каждый раз различных обращений к Богородице, начинающихся со слова «Радуйся» – греческого приветствия «хайре» (или «хере»). Эти обращения представляют собой приветствие, с которым обратился Архангел Гавриил к Пресвятой Деве Марии в день Благовещения: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк.1:28).

История Акафиста

Предположительных авторов достаточно много: Роман Сладкопевец, Георгий Писида, константинопольские патриархи Сергий и Герман I, Фотий, Георгий Никомедийский (Сикелиот), различные авторы периода VI – IX вв. Традиционные взгляды на этот вопрос разноречивы, и новейшие исследователи придерживаются различных точек зрения относительно авторства акафиста.

Акафист в греческом подлиннике имеет алфавитный акростих, согласно которому чередующиеся кондаки и икосы начинаются каждый раз с новой буквы греческого алфавита в их строгой очередности – от альфы («Ангел предстатель…») до омеги («О всепетая Мати…»).

Историческое событие, с которым традиционно связывается пение акафиста, могло бы стать опорной точкой нашего разговора. Речь идет об осаде и чудесном спасении Константинополя в годы правления императора Ираклия, 8 августа 626 года. Согласно синаксарию, после победы над врагами, акафист был исполнен в церкви Богородицы во Влахернах, в знак славословия и благодарения за спасение, источником которого стала чудотворная сила Богоматери, Заступницы Константинополя. Тогдашний Патриарх Сергий был одним из идейных лидеров освободительной борьбы. Он вполне мог быть автором акафиста.

Пение акафиста связано и с другими подобными событиями: осадами и освобождениями Константинополя при императорах Константине IV Погонате (673 г.), Льве Исавре (717 – 718 гг.), Михаиле III (860 г.).

Пояс

Но самой удивительной особенностью Акафиста является,  фонетическая игра слов. Конечно, сохранить ее при переводе оказывается совершенно невозможным, так что удерживается лишь идейное соответствие внутри пар. Например, уже первая пара хайретизмов первого икоса, которая по-славянски переведена как «Радуйся, Еюже радость возсияет; Радуйся, Еюже клятва исчезнет»

Но кем бы ни был создатель акафиста и с каким бы из вышеперечисленных исторических событий он ни был связан изначально, не подлежит сомнению тот факт, что гимн исполнялся как благодарственный Непобедимой (Взбранной) Воеводе Византийского государства во время панихид, совершаемых в воспоминание об этих событиях. Согласно наблюдениям синаксария, эта песнь именуется неседальной, поскольку со дня спасения Константинополя и по настоящее время в течение исполнения Акафиста верующие стояли в знак благодарности Богородице, в то время как при чтении других подобных гимнов – сидели.

4

Почему же он исполняется во время Великого Поста?

Акафист оказался связан с Великим Постом, вероятно, по одной исключительно литургической причине: на период Великого Поста всегда выпадает великий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Это единственный великий праздник, который оказался связан с траурным характером Четыредесятницы.. И как раз этот недостаток восполняется чтением акафиста, фрагментарным во время пятничных повечерий и полным в субботу пятой недели. Вечер пятницы литургически относится к субботе, которая вместе с воскресеньем является единственным днем недели в течение Великого Поста, когда разрешено празднование радостных событий, и на которую переносятся праздники недели.

Согласно некоторым уставам, акафист поется в течение пяти дней перед празднованием Благовещения, а согласно другим – только в день Благовещения.

"Сикстинская Мадонна" (Madonna Sistina) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Слева от Богоматери Папа Римский Сикст II, справа - святая Варвара. "Сикстинская Мадонна" находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (Германия).

«Сикстинская Мадонна» (Madonna Sistina) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Слева от Богоматери Папа Римский Сикст II, справа — святая Варвара. «Сикстинская Мадонна» находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (Германия).

Акафист Пресвятой Богородице – это гимн Благовещения, песнь о воплощении Бога Слова.

Когда акафист оказался связанным с историческими событиями, о которых мы упомянули, к нему было добавлено специальное вступление, исполненное славословия и мольбы, – известное “Взбранной Воеводе”. В этом песнопении город Богоматери, по Ее заступничеству избавленный от бед, посвящает ей победную песнь и просит Ее, обладающую непобедимой силой, освободить его от множества опасностей, чтобы город смог прославить Ее, восклицая: “Радуйся, Невесто Неневесная”. Песнь поется на восьмой глас.

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная».

 

Скорбящая Богоматерь. М. П. Боткин.

Скорбящая Богоматерь. М. П. Боткин.

Источник: Пятый элемент

Читать еще:

Таинство приходит тихо

Речь старца Ефрема Ватопедского на Рождество Богородицы

Почему Иоанн Креститель пошел против власти?

 

    Print       Email

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Об осуждении

    Подобно тому как маленький корабельный руль ведет судно туда, куда пожелает, так и язык приводит человека либо к добру, либо ко злу
     
    Хранящий свой язык сохраняет и душу свою от многих грехов и падений.
     
    Кто может похвалиться тем, что свое сердце сохранил неоскверненным? Стало быть все мы больные, а судящий своего брата просто не чувствует того, что он больной, ибо больной больного не осуждает.

     
    Архимандрит Ефрем Святогорец

  • Мудрость Афона

    Если я вижу или слышу, что кто-то живет без скорбей и благоденствует, во всем творя свою волю, то считаю, что Бог оставил его.

    Сколь бы ни было у нас скорбей, все они закончатся и забудутся в один день. Останется только добро или зло, которое последует за душой до самого Судилища, где душа услышит великое решение о своей участи.

    Многими скорбями мы спасемся, чадо мое, ибо кто из людей освятился или был спасен, не пройдя сквозь пещь различных огорчений? Если здесь мы вкусим горечи, то там, в другом мире, наш Христос усладит нас прекрасным Своим Царством.


    старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

    Старец Ефрем Святогорец (Аризонский)

  • Мета

You might also like...

07

Великорецкий крестный ход 180 км.

Read More →